План в кино — 23 вида планов для съемки кино и видео.

Ускоритель Компьютера

Одной из первых вещей, которые студенты учат в школе кино и телевидения, является номенклатура основных типов планов кинокамеры. Этот общий язык необходим для сценаристов, режиссеров, операторов камер и кинематографистов, чтобы эффективно обмениваться визуальными элементами кадра, в частности размером объекта, часто человека — внутри кадра.

План в кино - 23 вида планов для съемки кино и видео.

План в кино это:

Обозначение расстояния от камеры к объекту съемки. В кино применяют шесть основных планов: деталь, крупный план, первый средний план, второй средний план, общий план, дальний план. Но есть и другие виды разделения планов.

Здесь приведен список основных типов планов, которые вам нужно знать, а также краткое описание. Для целей данной статьи основное внимание будет уделено размеру объекта и углу камеры, а также игнорированию движений камеры, таких как отслеживание кадров, тележка и т.д..

Планы с указанием размера объекта

Есть много способов, которыми вы можете заснять свой объект: от общего плана, где объект виден издалека, до плана от первого лица, когда зритель видит глазами героя. Вообще говоря, все виды планов, мы можем разбить на три основных размера: дальний, средний и крупный. Дальние планы (также обычно называемые широкоэкранными планами) показывают объект на расстоянии, подчеркивая место и расположение объекта, в то время как крупный план показывает детали предмета и выделяет эмоции персонажа. Средние планы это где-то посередине, делая акцент на главном объекте съемки, и при этом, показывая немного окружающей среды.

Важно отметить, что следующие типы планов относятся только к размеру объекта внутри кадра и прямо не указывают, какой тип объектива используется для съемки сцены. Выбор объектива, расстояние камеры от объекта — остается художественным решением для режиссера. Имея это в виду, переходим к списку!

Очень дальний план (Extreme Long Shot) также известный как Очень широкий план (Extreme Wide Shot). Используется для отображения предмета на расстоянии или той области, в которой происходит сцена. Этот тип особенно полезен для создания сцены с точки зрения времени и места, а также физическое или эмоциональное отношение персонажа к окружающей среде и элементам внутри него. Персонаж не обязательно должен быть доступен для просмотра в этом кадре.

Очень дальний план

Дальний план (Long Shot) или широкий план (Wide Shot). Показывает объект полностью; для человека это будет все тело, от головы до ног. Персонаж находится ближе в центре внимания зрителя, чем на очень дальнем плане. Этот план часто определяет само место действия и место нашего персонажа в нем.

Дальний план

Общий план (Full Shot). В кадре персонаж находится с головы до ног, при этом персонаж или объект заполняет кадр. Акцент, как правило, больше связан с действием и движением, чем с эмоциональным состоянием персонажа.

Общий план

Средний план (план в 3/4). Промежуточное расстояние между общим планом и первым средним планом. Показывает человека от коленей и выше.

Средний план

Ковбойский план, второй средний план. Вариант среднего плана, получивший свое название от фильмов вестернов 1930-х и 1940-х годов, в результате чего в кадр попадал человек начиная с бедер.

Ковбойский план, второй средний план.

Средний план, первый средний план.  Показывает часть объекта съемки более подробно. Если этим планом снимается человек, то в кадре он в кадре будет от талии и выше. Это один из самых распространенных планов в фильмах, поскольку он фокусируется на персонаже (или персонажах) в сцене, в то же время, демонстрируя некоторую окружающую среду.

Средний план, первый средний план.

Средний крупный план  — между первым средним планом и крупным планом, обычно в кадре человек от груди или плеча.

Средний крупный план.

Крупный план. Заполняет экран частью объекта, например, лицом человека. Эмоции и реакция персонажа доминируют в сцене.

Крупный план.

Чокер.  Вариант крупного плана, этот план включает лицо от губ и до бровей.

Чокер.

Очень крупный план, деталь.  Подчеркивает небольшую область или деталь предмета, например, глаз или рот. Очень крупный план на глаза иногда называют итальянским планом, получившим свое название от итальяно-западных фильмов Серджио Леоне, который его популяризировал.

Очень крупный план, деталь.

Планы кино, указывающие угол / место камеры

В дополнение к размеру объекта внутри кадра, типы планов также могут указывать, где камера находится относительно объекта. Вот несколько часто используемых терминов:

На уровне глаз (Eye Level), камера находится примерно на уровне человеческого глаза, что приводит к нейтральному воздействию на аудиторию.

План - на уровне глаз

Объект с высоким углом съемки. Камера находится наверху и снимает сверху вниз. Это может привести к тому, что объект будет казаться уязвимым, слабым или напуганным.

Объект с высоким углом

План с низким углом съемки. Камера направлена снизу вверх. При съемки этим планом, объект съемки будет выглядеть сильным, героическим или опасным.

План с низким углом съемки.

Наклонный план, в котором камера установлена ​​под углом на ее оси вращения, так что линия горизонта не является уровнем. Он часто используется для демонстрации дезориентированного или непростого психологического состояния.

Наклонный план.

За плечевой план (Over-the-Shoulder Shot)  Популярный план, где объект снимается из-за плеча другого. Плечо, шея и / или задняя часть головы предмета, обращенного в сторону от камеры, остаются видимыми, что делает кадр полезным для проявления реакции во время разговоров. Он имеет тенденцию уделять больше внимания связи между двумя ораторами, а не отрывом или изоляцией, которая возникает в результате одиночных планов.

Над плечевой план.

Вид с высоты птичьего полета. Вид плана с высоким углом. Как и в плане с высоким углом, камера снимает сверху вниз. Но в плане «С высоты птичьего полета», камера находится заметно выше. Кадр дает аудитории более широкий взгляд и полезен для указания направления и показывает, что объект движется. План выделяет особые отношения или раскрывает элементы аудитории вне границ осознания персонажа. План часто снимается с крана или вертолета (или с дрона, как это делается в последнее время).

Вид с высоты птичьего полета.

Другие распространенные типы планов

Врезка в (Cut-In). Врезка последовательности кадров, снятых более крупным планом в другую последовательность. В более крупном плане, показывается объект, который изначально был виден на общем плане.

Врезка в

Врезка за (Cutaway).  Врезка одной последовательности кадров в другую. В этом плане, для вставки берется объект, которого нет в начальном плане. То есть, из первоначальной последовательности кадров вырезается кусочек, и в него вставляется другая последовательность со сменой плана. Это может быть какая-то деталь, которая даст дополнительный смысл сцене. Напрамер, лампочка, снятая крупным планом, одежда, висячая в шкафу или что-то другое. Тем самым, режиссер может создать загадку для зрителя или наоборот, подтолкнуть его к ответу на загадку.

Врезка за

Устанавливающий план. Обычно первый снимок сцены используется для определения местоположения и окружающей среды. Его также можно использовать для установления настроения и предоставления зрителям визуальных подсказок относительно времени (ночь / день, год) и общей ситуации. Поскольку режиссер фильма или оператор должен в одном кадре вместить большой объем информации, то в качестве устанавливающего плана, как правило используется сверх дальний или дальний план.

Устанавливающий план.

Мастер план (Master Shot), термин присваивается единому непрерывному плану. Этот план может быть сделан на единственным, непрерывном кадре, используемым режиссером для освещения сцены или для редактирования вместе с дополнительными кадрами. Хотя это обычно дальний или общий план, мастер-план может быть более близким планом или состоять из нескольких различных типов планов, если камера движется по всей сцене.

План — точка зрения, предназначен для имитации того, что видит конкретный персонаж в сцене. Благодаря этому виду, кадр идет непосредственно от имени персонажа, позволяя зрителям погрузится в его эмоциональное состояние. Обычными примерами являются съмка от первого лица, дрейфование в бессознательное состояние или просмотр области через бинокль.

План - точка зрения.

Реакционный план   Показывает реакцию персонажа на кадр, который ему предшествовал.

Реакционный план.

Обратный угловой план   Снимок сделан под углом примерно на 180 градусов, противоположным предыдущему кадру. Этот термин обычно используется во время разговора, указывая, например, обратный заплечевой кадр.

Обратный угловой план.

Двойной кадр (Two Shot). План, в котором два объекта появляются в кадре.

Двойной кадр.

Надеюсь, приведенные планы вам пригодятся, и вы будете их использовать.

А какие ваши любимые кадры? Делимся в комментариях!

Автор: Justin Dise

Источник: bhphotovideo.com

 

Скачать видео редактор на русском, вы можете здесь.

Общий план — Википедия. Что такое Общий план

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Общий план — понятие в кинематографе, телевидении и (в меньшей степени) в фотографии, определяющее такую крупность изображения, когда человеческие фигуры отображаются полностью вместе с окружающими их предметами. Такая композиция отображает действие в целом в окружающей обстановке[1]. К общим планам относят также изображения, снятые с большого расстояния, когда фигуры людей едва заметны. Обычно такие кадры отображают здания или улицы целиком, а также дают представление о ландшафте местности, на которой происходит действие. Большинство общих планов содержит изобразительную характеристику условий, в которых происходит действие конкретного эпизода фильма[2]. Характерным примером общего плана являются пейзаж и архитектурная фотография.

Кинокадр, охватывающий очень большое пространство, иногда называют «предельно общий» или «дальний общий план»[3]. В большинстве случаев любая монтажная последовательность должна начинаться с общего плана с дальнейшим переходом к среднему и крупному, постепенно конкретизируя сюжет. Обратная последовательность используется значительно реже для достижения определённого художественного эффекта[4]. Некритичность общего плана к синхронности звука и изображения позволяет снимать такие кадры немым способом, в отличие от большинства средних и крупных, требующих синхронной съёмки.

См. также

Примечания

Литература

  • Г. Андерег, Н. Панфилов. Глава IV. Искусство монтажа // Справочная книга кинолюбителя / Д. Н. Шемякин. — Л.: «Лениздат», 1977. — С. 29—43. — 368 с.
  • Кудряшов Н. Глава I // «Как самому снять и показать кинофильм». — 1-е изд. — М.: Госкиноиздат, 1952. — С. 10—21. — 252 с.
  • С. Е. Медынский. Компонуем кинокадр / В. С. Богатова. — М.: «Искусство», 1992. — С. 85—112. — 239 с. — ISBN 5-210-00236-5.

Выбираем план съёмки. Общий план

Крупность планов открыта в кинематографе уже сотню лет назад. Но зачастую план съёмки выбирается авторами интуитивно, в то время как он должен быть концептуально и драматургически обоснован. Крупность – это художественный приём. Поговорим о том, в каких случаях используется общий план.


Однажды, когда автор статьи ещё учился в вузе, его университет с мастер-классом посетил Никита Сергеевич Михалков, выдающийся артист и кинорежиссёр. И в числе большого количества ценных размышлений о мастерстве, он озвучил тезис, согласно которому общий план в фильме показывает квалификацию и подготовку постановщика. Михалков обосновал мысль тем, что на общем плане невозможно скрыть бедную работу с художником, некачественно выверенную композицию, плохо выстроенную мизансцену и т.д.

Короче говоря, общий план — это комплексный индикатор работы режиссёра с киноизображением. Конечно, любой независимый автор, работающий в малобюджетном кино и отчаянно сражающийся за каждый объект, каждый элемент реквизита, каждого работника съёмочной команды, может сказать, что Никите Сергеевичу с его почти безграничными ресурсами легко говорить. До определённой степени негодующий «партизан» будет прав. Однако это совсем не значит, что ему необязательно понимать принципы использования общего плана. Потому теперь мы и говорим о том, что есть такой план съёмки.

Мы уже успели сказать пару слов о сути, разновидностях и предназначении крупного плана. Резонно предположить, что общий план применяется как-то иначе. Предлагаем для начала обратиться за простым определением к классику кинематографии Льву Кулешову (из его учебника «Основы кинорежиссуры»):

«Общий план — объекты, взятые с окружающей их обстановкой или природой»

 Кулешов буквально на предыдущей странице оговаривается, что в реальной производственной практике классификация крупности кадра оказывается очень условной. Действительно план съёмки может быть и средне-крупным, и сверхобщим, и даже глубинным (когда в рамках одного кадра совмещаются сразу несколько крупностей). Поэтому в нашем материале мы неминуемо будем касаться переходных ступеней от общего плана к среднему, и сверхобщего тоже. О специфике чуть ниже, а сперва приведём пример общего плана.

Это кадр из первого нуара, фильма Джона Хьюстона «Мальтийский сокол». Что стоит отметить? Во-первых, мы видим персонажей в полный рост. Во-вторых, нам хорошо видно место действия. В-третьих, вокруг героев достаточно пространства, чтобы понимать направление и характер их движений. Таковы будут основные особенности понятия общий план, если сводить его к сухому примитиву. На поверку искусство оказывается сложнее и богаче.

Общий план и мир фильма

Как мы уже отметили, общий план позволяет детально показать локацию. И здесь такой план съёмки приобретает важнейшее значение. Потому что он являет собой незаменимый инструмент для демонстрации мира фильма вообще: его атмосферы, климата, ежедневной жизни. Ведь главные действующие лица в кинокартине существуют в определённой вымышленной вселенной (даже если история абсолютно реалистичная). Здесь для любого режиссера, безусловно, таится настоящее испытание на прочность.

Халатные специалисты пускают всё на самотёк, махнув рукой на результат. Это мы можем видеть на любом российском телеканале, включив рядовой сериал. Поэтому в мыльной опере про довоенные годы с лёгкостью можно встретить посуду из «Икеи». Впрочем, нас интересуют примеры, куда ближе стоящие к искусству.

Обладатель 11-ти оскаровских статуэток, «Бен-Гур» Уильяма Уайлера предъявляет аудитории 3,5 часа сочного аудиовизуального великолепия. И так как перед нами пеплум, то в картине заметно обильное присутствие общих и сверхобщих планов. Обратим внимание на один из них. Здесь очевидна масса бытовых деталей, свойственных изображаемому временному периоду (эпоха Римской империи, в данном случае одна из африканских её провинций), большое количество массовки, живущей своей жизнью на заднем фоне.

Хороший пеплум в принципе всегда тщателен в мелочах. Чтобы подготовить кадр, подобный приведённому, необходимо задействовать мощнейшие ресурсы, включающие художественный цех и дисциплинированную работу второго режиссёра. К сожалению, независимый режиссёр, равно как и деятель короткометражного кино, обычно не располагает подобными ресурсами.

В чём-то схожий по затратам труда и денег пример общего плана в фантастическом кино можно увидеть в фильме австралийского постановщика Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога Ярости».

В данном случае режиссёр формирует перед камерой никогда и нигде не существовавший мир, а затем населяет его достоверными элементами и созданиями. На первом плане  в глаза бросается потрясающая воображения конструкция из кучи динамиков с безумным гитаристом на вершине. В глубине же кадра нам открывается целая автоколонна из адского пост-апокалиптического мира, и это не просто машины – у каждого транспортного средства есть своё лицо, словно собственный характер. Естественно, чтобы таким образом наполнить общий план, нужно знать, чем его наполнять – и снова мы приходим к вопросу о вдумчивой работе, как на этапе написания сценария, так и на этапе подготовки производства.

Но как общий план может использоваться в реалиях малобюджетного кинематографа? Будем честны, сторонникам этого вида фильмопроизводства не по силам создать полноценный пеплум или поражающий воображение приключенческий фильм про межзвёздные перелёты. В основном им приходится оперировать повседневной реальностью, лишь время от времени видоизменяя её. Тем не менее, имеется масса возможностей пользоваться общим планом здесь, и не скатываться до уровня постыдного сериала.

Вот, например, эпизод из фильма Александра МакКендрика «Сладкий запах успеха». Главный герой в исполнении Тони Кёртиса – продажный журналист, он слоняется по одному из районов Манхэттена, обставляя то одно, то другое грязное дельце для своего шефа. И общий план, снятый прямо на улице, очень точно подчёркивает контрасты ночного города: рядом с искрящимися неоновыми вывесками соседствуют насыщенные чёрные тени, прохожих то окатывает ярким светом, то они снова ныряют во мрак, и среди всего этого одиноко бредёт персонаж. Использовать такой план съёмки практически ничего не стоит — нужно только найти подходящее место и снимать в определённое время суток.

В чём-то схожую картину мы можем подсмотреть у Мартина Скорсезе в культовой ленте «Таксист».

Но здесь уже ночная улица мегаполиса призвана показать нам всю ущербность урбанистического пейзажа. Как мы уже говорили в статье об экшен-сценах, «Таксист» повествует о психологических сложностях ночного таксиста в Нью-Йорке. Постановщик задействует валяющийся прямо на тротуаре мусор, теперь уже потухшие (может быть и нерабочие) баннеры и неприятно угнетающий глаз голубоватый свет внутри маленького магазинчика. Пожалуй, никто не станет спорить, что этот общий план буквально являет собой образ неблагополучия. И вновь заметим, подобный кадр довольно легко сделать при некоторой сноровке и минимуме финансовых вложений.

Несколько иной вариант концептуального использования общего плана предлагает Ингмар Бергман в «Седьмой печати».

Фильм шведского классика помещён в Средневековье и берёт за основу сюжет о том, как за рыцарем пришла Смерть. Но «Седьмая печать» далека от пеплума и по бюджету с ним сравниться, конечно, не может. Впрочем, тут нам важно творческое использование общего плана при создании атмосферы. В приведённом кадре мы видим чётко очерченный среди холодных скал силуэт Смерти, стоящий на фоне затянутого тучами мрачного неба, нависающего над морем.

От всех элементов этой композиции веет жутью. Кадр «мёртвый». И Бергман достигает подобного эффекта при помощи минималистчных приёмов. Он обходится без массовки, без исторических деталей. Ему требуются лишь фигура человека и соответствующий природный пейзаж.

Вновь мне придётся повторить то, что на нашем блоге уже стало банальностью – существует неисчерпаемый запас возможных творческих решений. Важно размышлять, открывать их и работать.

Общий план как поле для действия

Продолжая разговор по теме, чуть подробнее остановимся на вопросе действия на общем плане. Ведь подобный план съёмки даёт достаточный простор для того, чтобы зритель хорошо улавливал перемещения и физические манипуляции героя в рамке кадра. Как и в реальной жизни, в кино перечень вероятных действий бесконечен. И всё же рассмотрим несколько наглядных случаев.

В одном из первых американских проектов Андрея Кончаловского «Поезд-беглец», двое зэков, сбежавших из тюрьмы на Аляске, стараются удрать, нелегально забравшись на товарный поезд. Конечно, в любом фильме обычно имеется множество общих планов. Я приведу всего один из них. В нём видно, как герои Эрика Робертса и Джона Войта влезают на локомотив. Если снимать это крупным планом, то зритель вообще ничего не увидит, кроме отдельных лиц, и не сможет составить впечатления о том, что же именно произошло (ему не показали действия). Можно сделать то же самое на среднем плане, сузив угол зрения, но тогда меньше будет видна окружающая действительность: лютый мороз, вьюга, безлюдность.

Общий план позволяет наглядно увидеть экшен. Драка, перестрелка или крупная баталия требует время от времени выводить происходящее на общий план съёмки, чтобы аудитория понимала расстановку сил.

В сцене перестрелки с полицией из легендарной картины Артура Пенна «Бонни и Клайд», есть кадр следующий кадр.

Строго говоря, он является глубинным – общий план, перекрываемый деталью на переднем плане. Мы одновременно видим в кадре и дом, из окна которого герои отстреливаются от представителей правопорядка, и полицейских, находящихся напротив. В голове складывается чёткое понимание географии событий.

К сожалению, с появлением клипового монтажа современные экшен-фильмы всё чаще предпочитают монтировать динамичное действие на коротких кадрах, где равную роль играют планы любой крупности, что нередко превращается в винегрет, в котором невозможно ничего понять – такие сцены воздействуют исключительно на физиологическое восприятие.

Впрочем весьма солидный пример экшена на общем плане подарила истории кинематографа «Матрица» братьев (а теперь сестёр) Вачовски.

В некоторой степени это была революция в постановке подобных эпизодов, ибо Вачовски использовали общие планы активнее, чем обычно в подобных проектах. Здесь вспомним знаменитую сцену в подземке, где Агент Смит сражается с Нео врукопашную. Вполне качественный образец драки на общем плане.

Однако не стоит забывать про монтаж. Потому что излишнее увлечение действием на общем плане значительно снижает темпоритм фильма.

Сверхобщий план

Наконец, в завершение отдельно хочется поговорить о сверхобщем плане, потому как принципы действия у него очень схожи с общим. Сверхобщий план – это ещё более отдалённый показ героев и объектов, чем общий. Честно говоря, мне очень нравится работать с таким планом съёмки.

Чтобы понять, как это выглядит, посмотрим на скриншот из советского истерна «Белое солнце пустыни».

В большинстве случаев на сверхобщем плане мир как бы окружает героя. И этот приём можно использовать в различных интонациях. Где-то мир может давить персонажа, где-то, наоборот, возвышать, давать ему воздух.

Второй вариант можно увидеть в финале произведения Джорджа Лукаса «ТНХ-1138».

Здесь даже кадру не вредит лёгкий расфокус, потому что герой наконец-то выбрался из тоталитарного фантастического подземелья, в котором ему приходилось жить на протяжении всего сюжета.

Заключение

Как и всегда, галопом по Европам, но что поделать? О явлении крупности плана можно написать десятки толстых исследовательских работ. Мы всего лишь стараемся в общих чертах разобрать те или иные приёмы, явления, свойственные киноязыку. Оставив позади крупный и общий план, в будущем нам необходимо будет побеседовать о среднем плане, панораме, детали, и многом другом. Обязательно дойдём и до них.

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист
Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

Виды и крупность планов в видеосъемке.


Каждый план имеет свое название, назначение и особенности. Общепринято классифицировать планы по крупности, расположению и смыслу. В рамках данной статьи затрагивается основное деление — по крупности и расположению.


Пожалуй, стоит идти от общего к частному, поэтому начну я с дальнего плана. Существует он для того, чтобы показать место и время действия, причем, человек в кадре занимает ничтожно мало места или вообще отсутствует. Отличным примером для иллюстрации служат кадры из фильмов о дикой природе.


На общем, или, как его еще называют, ростовом плане, человек занимает практически весь кадр в вертикальной плоскости. Как правило, общий план используют для привязки к месту действия или, говоря другими словами, чтобы акцентировать внимание зрителя на обстановке вокруг героя.


За ними следует средний план, который в свою очередь делиться на первый средний и второй средний. Первый средний план кадрируется в районе пояса и представляет собой, по сути, ту картинку, которую мы видим при разговоре с человеком в реальности, второй же план кадрируется в районе ниже пояса, но выше колен, тем самым, позволяя комфортно наблюдать за действиями героя в кадре на небольшом расстоянии.


Последние два плана — это крупный и детальный. И если в крупный план попадают отражающиеся на лице героя эмоции и чувства, то детальный акцентирует внимание на подробностях.


Хочу заметить, что не стоит придавать слишком сильное значение названиям расположения и крупности планов, так как эти понятия в определенной степени расплывчаты и большинство людей расходятся во мнениях, что именно они обозначают, либо используют другие. Так, например, приведенная в этой статье терминология может применяться в одной видеошколе и быть недопустимой в другой. Кроме того, бывают случаи, когда в таких терминах вообще отпадает какая-либо необходимость, например, если герой, на которого в данный момент времени направлена камера — движется.


Выбирая крупность, стоит избегать кадрирования планов по сочленениям ног (Рис. 1). На рисунке я отрезал область ниже колен. Ноги героя выглядят на нем ампутированными. Чтобы избежать подобного эффекта, можно выполнить кадрирование в середине бедра. А если вам нужен более общий план, то можно перейти к ростовому плану и выполнить кадрирование посередине голени (Рис. 2). Такой план создает ощущение, что герой в чём-то стоит. Аналогичная ситуация происходит с кадрированием по щиколотку — эта область считается наименее удачной для кадрирования, поэтому ее стараются всячески избегать.


Несложно выбрать крупность плана, основываясь на том, как требуется преподнести героя, какие отношения и эмоции вы хотите показать в кадре. Если это открытое выражение глубоко личных чувств, то общий план использовать нецелесообразно. С дугой стороны, если герой кадра говорит или делает маловажные для зрителя вещи, мы не станем использовать крупный, так как он несет в себе личностное значение.


Чтобы наш зритель не заскучал при просмотре фильма, настоятельно рекомендую менять планы. Однако, прибегая к этому приему, не стоит забывать о некоторых правилах:

  1. Смена кадров должна происходить приблизительно каждые 5 — 10 секунд.
  2. Обычно, переходы на крупный план с новым героем кажутся зрителю слишком резкими и вызывают подсознательный дискомфорт. Чтобы этого не происходило, нового героя вводят в видеоряд постепенно. Начинать следует с общего плана, затем переход на средний, который сменяется крупным. Постепенное приближение плана воспринимается естественнее, чем резкие переходы с дальнего на общий. Допустимы и варианты, когда при приближении к герою пропускается одна ступень, например, переход с дальнего плана на второй средний и т. п.


Положение видеокамер во время съемки. Сила отождествления.


Большинство сцен между двумя людьми, обычно это диалоги, снимаются видеокамерами, расположенными симметрично относительно друг друга под небольшим углом за спинами героев. Такой план называется — «план через плечо». В идеальном варианте — при видеосъемках, для реализации этой схемы используют четыре видеокамеры: две на уровне плеча каждого героя и две чуть позади — за спиной. Такое расположение видеокамер называется восьмеркой, либо — внутренним и внешним реверсом.


Стандартный шаблон монтажа взаимодействия двух героев — нарезка внешних планов. Когда нужно углубиться в действие, мы укрупняем план и переходим к нарезке внутренних планов. Когда требуется ослабить контакт зрителей с героями, можно снова вернуться к внешним планам.


Все это не так актуально для полупрофессиональной или любительской съемки, так как позволить себе сразу четыре видеокамеры может не каждый. Как правило, столь сложными и дорогостоящими схемами занимается профессиональная съемочная группа. Однако приемы такой съемки рекомендуется иметь в виду и любителям.


Можно свободно использовать планы разной крупности для каждого героя. Тут стоит отметить следующий момент — зритель отождествляет себя с тем героем, план которого в данный момент крупнее. Поэтому, ели вы хотите акцентировать внимание на ком-то, просто меняйте планы с общего на крупный. Только не забывайте про правила переходов с плана на план, о которых я писал выше.


Другим способом управления силой отождествления зрителя с героем, является изменение расстояние видеокамеры от линии общения двух героев. Чем ближе камера находится к линии общения, тем сильнее мы вовлекаем зрителя в происходящее между героями, будь то сцена венчания в храме или обычный диалог на улице. Для еще большей персонализации камеру можно придвинуть вплотную к линии взгляда (Рис. 3).


Чтобы избежать мини скачков, в случае, когда на «съемочной площадке» присутствует несколько операторов, снимающих одного и того же героя или сцену (подобную ситуацию можно частенько встретить на свадебных торжествах), крупность подаваемых планов, при переходах после монтажа, должна ощутимо отличаться. Хорошей приемом, при этом, является использование разных углов съемки, которые должны быть не меньше 20 градусов, а при идеальном раскладе — 45 градусов.


Еще раз о планах


Последний план является частным случаем общего и называется — мастер планом. Понятие мастер плана имеет несколько значений. Первое из них — общий план, который охватывает всю сцену. Съемку мастер плана можно проводить с любой удобной точки, но оставаясь по одну сторону с остальными видеокамерами, если на площадке присутствует более одного оператора. Второе значение мастер плана — план в профиль. В видеосъемках его часто комбинируют с внутренним и внешним реверсом. Все это делается для верного отождествления зрителя с героем видеосъемки. Третье значение — плавное движение видеокамеры к сцене по мере того, как внутри этой сцены развертывается действие. В этом случае мастер план рассматривается как основной, так как он единственный охватывает всю сцену.


P.S. Это лишь малая часть того, что следует знать о видеосъемке. В следующих статьях я продолжу раскрывать тему.


По вопросам обучения в AquaPhotoSchool (www. aquaphotoschool.ru) вы можете обращаться по телефонам: +7 (812) 934 49 59, +7 (812) 490-67-37, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 19/2, здание завода «Позитрон». Ст. метро пр. Просвещения. Часы работы: с 10 до 22.

Виды съёмочных планов

Фото видео студия «Бекар» — детская, семейная, свадебная, рекламная фото и видео съёмка!

 В статье «Композиция кадра и правило третей» мы заложили фундамент, без которого сложно себе представить работу профессионального видеографа или профессионального фотографа. Таким фундаментом, безусловно, является композиция кадра. В качестве одного из многочисленных средств, помогающих грамотно построить композицию, в той же статье мы рассмотрели «Правило третей«. Сегодня мы поговорим о «планах» фото или видео съёмки.
 

Согласитесь, каждый, кто хоть раз в жизни пользовался фото или видео камерой, даже не зная о существовании термина «съёмочный план«, невольно пользовался им, приближаясь к объекту съёмки или удаляясь от него. Так вот: как такового определения термина «план», применимого к фотографии или кинематографу, нет. На мой взгляд, наиболее подходящим определением является масштаб — (нем. Maßstab, букв. «мерная палка»: Maß «мера», Stab «палка») — в общем случае это отношение двух линейных размеров — размера изображения к размеру изображаемого объекта.

   

 На снимках видно, что при одинаковом размере фотографий, размеры самих объектов, изображённых на них, существенно отличаются. В первом случае главные объекты существенно меньше самой фотографии и изображены в полный рост, во втором — объекты занимают практически половину размера фото снимка, но при этом отображены на фотографии частично. Именно масштабом изображаемого объекта определяется план в фото или видео съёмке.
 Основных планов в изобразительном искусстве (а мы говорили, что фотография и кинематограф являются видами изобразительного искусства) существует три: общий, средний, крупный.

    

  При этом общий план включает в себя дальний план:

Средний план включает в себя первый средний и второй средний:

            

Крупный план включает в себя детальный план:

  Теперь нам следует ответить на два вопроса:
             1. Кто это придумал и для чего?
             2. Какое отношение это имеет к композиции кадра?
  На первый вопрос ответ достаточно прост: Кто — как и всё в этом мире — природа, а именно особенности восприятия изображения человеческим глазом и способность мозга анализировать это изображение. Человек только обобщил и структурировал эти процессы в знания, на которые в своей работе опираются как кино или видео операторы, так и фотографы. Для чего — для более точной оценки того или иного объекта или той или иной ситуации. Если кто-то просит Вас оценить его наряд в целом, Вы отходите ровно на такое расстояние, с которого этот наряд виден полностью. При этом если Вас просят оценить красоту пуговицы на наряде, Вы, естественно, сокращаете расстояние до объекта до тех пор, пока не увидите пуговицу во всей её красе, одновременно потеряв из вида сам наряд.
 

Фото или видео камера, являясь по сути подобием человеческого глаза, призваны отражать окружающую действительность так, как это привык делать человек. Захотел человек увидеть, где он находится — огляделся вокруг. Захотел увидеть, что там стоит — подошёл ближе.
 План в композиции кадра играет огромную роль, являясь ярким выразительным средством. Изменяя масштаб изображаемого объекта относительно самого изображения мы не только открываем или закрываем окружающее пространство в кадре, но и увеличиваем или уменьшаем детали в зависимости от их художественной значимости. Нужно нам показать переживания героя — увеличиваем масштаб героя до крупного плана и показываем его глаза. Необходимо показать, что герой стоит на поле битвы — уменьшаем масштаб героя до общего плана и показываем героя, но уже в определённой окружающей обстановке.

 Давайте рассмотрим характерные для каждого плана особенности.

Общий план показывает окружающее пространство, в котором находятся объекты, информируя нас о том, где происходит то или иное событие. На общем плане объекты съёмки изображены в полный рост.

Первый средний план показывает объект от пояса (возможно от груди). По утверждению психологов, комфортным для общения с собеседником считается расстояние в полтора-два шага. Именно с такого расстояния мы видим объект в первом среднем плане.

Второй средний план отображает объект от места, расположенного выше колен, но ниже пояса. И первый, и второй средние планы дают возможность поближе познакомиться с объектом, оценить его внешний вид в общих деталях, увидеть жестикуляцию.

Крупный план позволяет окунуться вглубь объекта, в его эмоции и переживания. Не зря говорят: глаза — зеркало души.

Детальный план говорит сам за себя — в кадре изображена деталь. Если, к примеру, рука с обручальным кольцом на пальце — это крупный план, то само кольцо на пальце — это детальный план.

 В кинематографе постоянная смена планов позволяет зрителю всегда оставаться в центре событий. Причём смена планов в большинстве случаев происходит по алгоритмам, которые делают восприятие изображения наиболее комфортным для человеческого глаза. Например, из общего плана в крупный лучше переходить посредством среднего, из дальнего в средний — посредством общего и т. д. Естественно, что переход из дальнего в общий план будет прямым, как и из крупного в детальный. Хотя лично я не исключаю такого алгоритма: из крупного плана перейти в средний чтобы затем перейти в детальный. Всё зависит от предлагаемых обстоятельств. Наряду с этим хочется сказать ещё вот о чём: менять план можно не только при монтаже, используя заранее снятые кадры. Смену планов можно осуществлять непосредственно во время съёмки с помощью внутрикадрового монтажа. Иногда это легче сделать, используя зум, иногда — сократив (или увеличив) фактическое расстояние до объекта (подойти к нему или отойти от него). В первом случае лучше прибегнуть к помощи штатива, во втором воспользоваться системой стабилизации.
 

Самое главное в заключении статьи — при фото и особенно при видео съёмке планов много не бывает. Понятно, что чем больше у Вас видео материала, тем больше уйдёт времени на его сортировку, подгонку и монтаж. Каждый начинающий видеограф сталкивался с этим. Но как только Вы накопите опыт и сформируете для себя точное представление о том, какими планами будете пользоваться в том или ином случае — с наименьшими трудозатратами Вы сможете создать интересный, и что не менее важно, комфортный для просмотра видеоряд.

Наши работы

Статьи по теме:

Ритм и правило диагоналей в композиции кадра

Основные элементы композиции кадра и композиционные конструкции

Виды освещения в фото и видео съёмке и световые схемы

Точка съёмки и ракурс как выразительные средства композиции

Композиция кадра и правило третей

Композиционное равновесие

Количество пикселей VS размер матрицы

Монтажные соединения в видеосъёмке

Наглядное позирование

Основы позирования

 Тень — незаменимый элемент композиции кадра

Перспектива изображения как способ формирования композиции кадра

Таймлапс — определение и особенности

Панорама — творческий приём в фотографии и кинематографе

© Студия Бекар. Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.

Общий средний и крупный планы в фотографии

Разговор сегодня пойдет о том, что такое планы в фотографии? Какие они бывают и в чем отличие каждого?

Масштабы в фото бывает:

  • общими;
  • средними;
  • крупными;

  

Разделение на данные фоны учитывается в масштабировании, в котором изображены фигуры, объекты, действия, которые происходят.

Разберем подробнее масштабы

Под общими фотопланами понимается кадр, который снимается как-бы издалека, он может охватить большее пространство, местность.  Общими фотопланами обычно снимают пейзажный ландшафт, массовые собрания, мероприятия, масштабные праздники. Фотосъемка может проводиться сверху.

Плюсы общего плана фотографирования таковы, что съемка помогает увидеть весь объект фотосъемки целиком. Зритель может насладиться всем пейзажем, увидеть массовость фото. Такая фотосъемка позволяет оценить рисунок, характер и размещение объекта.

Конечно, в данной съемке присутствует и небольшой минус, например, данное фото не позволит увидеть какие-то детали более четко и ясно.

Средними фотопланами обычно называют фотографирование с более близкого расстояния, но в крупном масштабировании. Что это дает? Такое фото более четко показывает нам какое-то определенное действие или период. Интерес фокусируется на конкретных действиях.

Пространство фотокадра средних планов не занимает место и для вставки важных декораций.

Под крупным масштабированием понимают больше всего фотосъемку портретного типа. В портретной фотосъемке человек или предмет снимается практически всегда крупным фоном. Лицо мужчины или женщины видно на таких фотоснимках всегда четко, в основном лишь лицо и попадает в кадр, все остальные части, такие как плечи, голова, все это остается за кадром.

Крупный план необходим тогда, когда хочется показать индивидуальность, изюминку человека, показать его богатый духовный мир.

Есть еще такое понятие в съемке как сверх крупный план. Это когда объект съемки находится очень близко, так, что только может быть видна зрителю какая-то часть.

Ошибки при фотографировании

◈ Когда планы перекрывают друг друга.

У новичков при фотографировании два плана могут перекрывать друг дружку, причем настолько, что зритель не сможет оценить ни один из них. Чтобы данного казуса не возникало нужно пользоваться золотым правилом третей. Когда один размещается на левом пересечении, а второй на правом.

◈ Несочетание переднего и заднего плана.

Опять-таки распространенная ошибка новичков, когда передний план и задний никак не сочетаются, в итоге фотограф видит совсем не тот результат, который хотел. Поэтому прежде чем делать фото нужно применить логику, чтобы разноплановость сочеталась.

Встретив интересный кадр для фотосъемки, попробуйте сделать крупный кадр и наоборот более дальний. Не нужно повторять ошибки начинающих, которые видя предмет фото, делают кадры, сразу не сходя с места.

общий план — с русского на английский

  • общий план — Все фигуры в полный рост [Юлия Максимова, http://anjellka.livejournal.com/91779.html] Тематики кинопроизводство Обобщающие термины режиссура, операторское мастерство EN long shotwide shot …   Справочник технического переводчика

  • Общий план аудита — логическое описание предполагаемого объема и характера проведения аудита, особенностей экономического субъекта и специфики предполагаемой аудиторской проверки и используемых в процессе аудита методов и технических приемов. См. также: Планы… …   Финансовый словарь

  • общий план изображения — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN bird eye viewBEV …   Справочник технического переводчика

  • Общий план аудита — 8. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при… …   Официальная терминология

  • План счётов — План счетов  система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. В План счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с ними… …   Википедия

  • План счетов — План счетов  система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. В План счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с… …   Википедия

  • План счетов — система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учета. В План счетов включаются синтетические счета первого порядка и субсчета или счета второго порядка.… …   Бухгалтерская энциклопедия

  • ПЛАН ЛИНИИ — графическое изображение направления жел. дор. линии. Различают след. виды И. л.: 1) общий план всей линии; 2) подробный план всей линии; 3) детальные планы. Общий П. л. обычно вычерчивается на картах в масштабах 1 : 500 000, 1 : 1 000 000 и 1 : 2 …   Технический железнодорожный словарь

  • План (кинематографич.) — План это система условного деления кинематографического пространства (то есть пространства, представленного на экране). Планы различаются: по крупности расположению по смыслу Деление по крупности В этом понимании План «крупность» изображения,… …   Википедия

  • План (кино) — План это система условного деления кинематографического пространства (то есть пространства, представленного на экране). Планы различаются: по крупности расположению по смыслу Деление по крупности В этом понимании План «крупность» изображения,… …   Википедия

  • План эвакуации — План эвакуации  документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении ЧП. План эвакуации, знаки… …   Википедия

  • Общий план

    — это … Что такое общий план?

  • План Святого Галла — План Святого Галла — это знаменитый средневековый архитектурный чертеж монастырского комплекса начала IX века. Он хранится в Stiftsbibliothek Sankt Gallen, Ms 1092. Это единственный сохранившийся крупный архитектурный рисунок из…… Wikipedia

  • всего — / ˌəυvər ɔ: l / прилагательное, охватывающее или включающее все ♦ компания сообщила об общем падении прибыли; компания сообщила об общем падении прибыли ♦ общий план план, охватывающий все … Английский словарь по маркетингу

  • всего — / ˌəυvər ɔ: l / прилагательное, охватывающее или включающее все ♦ компания сообщила об общем падении прибыли; компания сообщила об общем падении прибыли ♦ общий план план, который охватывает все… Словарь по банковскому делу и финансам

  • Plan 9 from Syracuse — документальный фильм независимого режиссера Райана Дако о его попытке привлечь внимание кинопродюсера Марка Кьюбана, организовав пробег по пересеченной местности из Сиракуз, штат Нью-Йорк, в Голливуд.Несмотря на отсутствие опыта в марафонском беге, Дако ушел… Wikipedia

  • Plan Colombia — Термин Plan Colombia чаще всего используется для обозначения противоречивого законодательства США, направленного на пресечение контрабанды наркотиков путем поддержки различных мероприятий по борьбе с наркотиками в Колумбии. cite web author = date = 26 апреля 2001 url…… Wikipedia

  • план — ▪ I. план план 1 [plæn] глагол запланированный PTandPPX планирование PRESPARTX 1. [непереходный, переходный], чтобы тщательно обдумать то, что вы хотите сделать в будущем, и решить, как именно вы это будете делать: • Мы это планировали… Финансовые и коммерческие условия

  • Скейтборды Plan B — Infobox Название компании компании = Plan B Основание компании скейтбордов = 1991 место = Виста, Калифорния, США Ключевые люди = Майк Тернаски (умер) Дэнни Уэй Индустрия Колина Маккея = Спортивное оборудование и товары для спортивной одежды = Скейтборды, Одежда ,…… Википедия

  • план — И.существительное Этимология: французский, плоскость, фундамент, план; частично от латинского planum level ground, от среднего к planus level; частично от французского сеялки, чтобы посадить, закрепить на месте, от позднего латинского plantare больше на полу, завод Дата: 1706 1. a…… New Collegiate Dictionary

  • Бизнес-план, Контрольный список для — Бизнес Необходимо предоставить следующую информацию о характере и целях бизнеса: Личные данные Для учредителя, собственника, партнеров или директоров укажите имя, адрес, возраст каждого человека, и профессия, если это актуально…… Большой словарь бизнеса и менеджмента

  • План игры — общая стратегия… Словарь австралийского сленга

  • План Аннана для Кипра — План Аннана был предложением Организации Объединенных Наций по разрешению кипрского спора, воссоединению сепаратистского Северного Кипра с Республикой Кипр.Предложение заключалось в реструктуризации Кипра в Объединенную Кипрскую Республику, которая станет федерацией… Wikipedia

  • .Общий план

    — Перевод на французский — примеры английский


    Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.


    Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

    Таким образом, этот общий план будет ссылаться на коллективные кадровые процессы.

    Ce plan global fera donc référence aux processus de dotation коллектив.

    Но общего плана для решения проблемы недостаточной капитализации нет.

    Mais il n’existe pas de plan global pour faire face à la sous-capitalization.

    Отказ от авторства должен быть частью общего плана .

    Без общего плана по окружающей среде мы не сможем выполнить наши Киотские обязательства.

    Sans un plan d’ensemble pour l’environnement, nous ne pourrons, respect nos Engagement dans le cadre de Kyoto.

    Именно этого общий план мы не видим.

    Кроме того, общий план Секции предусматривает сокращение операций с наличными деньгами сотрудниками.

    De plus, le plan général de la section предполагают сокращение операций с персоналом.

    Но Revenue Canada должна работать в рамках общего плана с четко определенными целями.

    Mais Revenu Canada doit travailler dans le cadre d’un plan global , avec des buts clairement définis.

    У правительства есть общий план для более безопасных сообществ, и законопроект C-21 вписывается в наше видение безопасной и процветающей Канады.

    Правительство работает над планом ансамбля для обеспечения безопасности коллективов и проекта loi C-21, созданного в соответствии с видением Канады и ее процветанием.

    У либералов нет общего плана для выхода на пенсию канадцев.

    Общий план американцев ясен.

    Счет C-78 является частью общего плана .

    Одно из первых замечаний, которые он сделал, заключалось в том, что Билл C-78 является частью общего плана .

    Un des premières выбирает qu’il a dites, c’est que le projet de loi C-78 s’inscrit dans un plan global .

    Г-н.Спикер, явно нет, общего плана .

    Г-н Спикер, когда проводится рационализация, имеется общий план .

    Monsieur le Président, lorsqu’on entpect une рационализация, on fait un plan d’ensemble .

    Позвольте мне показать вам наш общий план .

    На генплане по очистке воды в городе предусмотрено строительство 11 станций.

    Le plan général d’épuration des eaux de la ville envisageait l’implantation de 11 станций.

    Общий план можно было бы подготовить к следующей сессии Комитета.

    ООН : план ансамбля для того, чтобы подготовиться к временному обследованию Комитета по проверке на закрытом сеансе.

    Таким образом, Кыргызстан является критически важным элементом в общем плане России по возрождению на территории бывшего Советского Союза.

    Киргизстан является основным элементом в генеральном плане в России и возрождается в бывшей советской сфере.

    3.36 Мы обнаружили, что Департамент не разработал общий план для достижения целей Канады по сохранению биоразнообразия на 2020 год.

    3.36 Nous avons constaté que le Ministère n’avait pas établi de plan global afin d’atteindre les objectifs canadiens pour la biodiversité d’ici 2020.

    А общий план способствует комфортному и непринужденному образу жизни.

    План и план ансамбля поощряют комфорт и удобство жизни.

    .

    общий план документации — определение

    Примеры предложений с «общим планом документации», память переводов

    UN-2A Единый общий плановый документUN-2В-третьих, мы согласны с КПБ в том, что существует потребность в едином общем плановом документе. , плановый документ ясен и лаконичен. UN-2 Снизить административную нагрузку; единый общий плановый документ должен включать элементы миростроительства, разработанные в рамках коллективного и инклюзивного процесса. UN-2 В докладе справедливо подчеркивается необходимость в едином общем плановом документе, вокруг которого должна строиться вся международная поддержка.UN-2 В отчете рекомендуется использовать единый общий плановый документ, вокруг которого могут объединиться национальные власти и международное сообщество. Определение приоритетных областей действий, которые должны быть предприняты в рамках общего плана действий для проекта рабочего документа CCPE. Общий план действий для CCPE CCPE (2006) 05 9.Giga-fren Этот план был подготовлен в общем контексте этих двух документов и нескольких исследований, проектов и планов: Giga-frenA лучше документированный и стратегический общий план улучшит согласованность и согласованность торговой программы Китая на всех постах.Гигантское определение приоритетных областей действий в рамках общего плана действий для CCPE, которое будет осуществляться на основе рабочих документов 2008 г. Рамочный общий план действий для CCPE CCPE (2006) 05rev final Les mesures alternatives aux poursuites décidées par le procureur.UN-2 систематическое нарушение правил представления документации многими организациями системы препятствует улучшению общего планирования в конференционном обслуживании (документация, письменный, устный перевод и т.UN-2 В круге ведения группы, помимо прочего, требовалось разработать общий план передачи документов, но этот план не был подготовлен. Eurlex2019 Комиссия обнаружила, что, хотя не было никаких отраслевых государственных политик и / или Политические документы, непосредственно касающиеся производства гладильных досок, по-видимому, существуют, производство гладильных досок все еще подлежало общему централизованному планированию, что также подтверждается специальным исследованием китайского рынка гладильных досок. Планирование общего управления эффективностью деятельности и цели отчетности.Giga-fren Однако важно, чтобы документы OP отражали общие цели планирования и отчетности Департамента по управлению эффективностью деятельности. UN-2 «План в целом является живым документом: он будет пересматриваться со временем. MultiUn« План в целом живой документ: со временем он будет пересматриваться файлы и сроки за 1998 год будут обновлены и предоставлены до 28 февраля 2001 года.Giga-fren У QAC должна быть общая задокументированная стратегия с четко определенными планами работы для достижения целей и задач радиологического отделения. UN-2 При планировании будущих среднесрочных обзоров необходимо будет учитывать общее количество документов и их объем. .

    Показаны страницы 1. Найдено 430 предложения с фразой общий план документации.Найдено за 35 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются.Имейте в виду.

    .