Содержание

Программирование с нуля: с чего начать и как выучить :: РБК Тренды

Я хочу делать сайты. Какие языки программирования выбрать?

Евгений Кучерявый, автор блога онлайн-университета SkillBox, рассказал, чем занимаются веб-разработчики и какие языки им непременно нужно знать.

Frontend-программист

Такой разработчик по определению стоит на «переднем крае» и отвечает за визуальную составляющую сайта: то, каким его видит посетитель. Frontend-разработчики следят за тем, чтобы все графические элементы исправно работали, контент отображался на всех устройствах, шрифты не «ползли», а картинки не загружались слишком долго.

1. Обучение HTML

В первую очередь начинающий frontend-разработчик должен освоить HTML — язык гипертекстовой разметки. Это базовый инструмент, который позволяет вынести на страницу все основные элементы, будь то фотографии, таблицы или текст.

2. Обучение CSS

Внешне написанная на HTML интернет-страница будет напоминать простейший текстовый документ. Чтобы «оживить» его, используется каскадная таблица стилей или CSS. Она меняет не структуру страницы, а ее внешний вид: шрифты, расположение элементов, тени и цвета. Другими словами, если HTML используется для описания логической структуры страницы, язык CSS отвечает за графические элементы и прописывается в отдельном файле.

3. Обучение JavaScript

Наконец, чтобы элементы веб-сайта могли перемещаться и реагировать на действия пользователя, разработчик прописывает код на языке JavaScript. Он заметно сложнее первых двух, но результат стоит того: от скриптов зависит появление всплывающих окон или же перетаскивание элементов на странице (например, сортировка фото в соцсети). В отличие от CSS, код JavaScript встраивается в структуру HTML, поскольку влияет не на внешний вид элементов, а на их поведение на странице.

Вчерашняя техника уже завтра: могут ли устареть языки программирования

Backend-программист

Красивая оболочка сайта не имеет смысла без начинки: видеоролики, гиперссылки и картинки должны быть связаны с сервером, базой данных, с другими интернет-сайтами. Программно-аппаратную работу сервиса берут на себя backend-разработчики. Они же отвечают за информационную безопасность (защиту от хакеров) и следят за нагрузкой на сервер (чтобы страница не «висла» из-за наплыва посетителей).

1. Обучение PHP

Базовый инструмент backend-разработчика — язык программирования PHP. Он нужен, чтобы связать видимую пользователю страницу с сервером, где хранятся какие-либо данные. Например, чтобы не выкладывать на веб-сайт по одной фотографии при помощи HTML, можно запустить скрипт, автоматически подгружающий туда условную галерею, лежащую на сервере. Язык PHP настолько сильно упрощает работу по созданию сайта, что изучать его SkillBox рекомендует и frontend-разработчикам.

2. Обучение SQL

Аббревиатура SQL расшифровывается как «структурированный язык запросов». В отличие с PHP, который нужен для связи сайта с сервером, языки SQL позволяют управлять уже самими базами данных. Сейчас существует множество подобных языков, самые распространенные из которых — это MySQL, MSSQL, PostgreSQL и прочие.

Разработчики «полного цикла» в совершенстве владеют языками, необходимыми как для frontend-, так и для backend-программирования. Они являются универсальными специалистами, хотя, очевидно, глубина их погруженности в какую-то конкретно область веб-разработки уступает осведомленности узких специалистов.

Программировать с нуля. «Сейчас» — самое подходящее время, чтобы начать

(Иллюстрации к статье А.П. Ершова «Программирование — вторая грамотность»)

Стив Джобс не написал ни строчки кода, Билл Гейтс — написал. Пол Грэм — первоклассный программист, Питер Тиль — юрист по образованию, сооснователь PayPal и владелец Palantir (написал ли он что-нибудь?), а Илон Маск в детстве написал свою игру и успешно её продал.

Никита truesnow из #tceh сказал мне, что на курсе «Врубаемся в Ruby» они научат программировать любого человека, даже с нуля. Я спросил его: «А с гуманитарием справитесь?» И мы задумались, были ли случаи, когда «гуманитарий» выучил язык программирования?

На ум сразу пришел бомж-программист, но после успеха с его приложением он предпочёл остаться «дзен-монахом». Есть ли еще примеры? Вдохновляющий пример, что научиться кодить может каждый — слепой программист. Когда я прочитал статью на Хабре «Смотря на код с закрытыми глазами», то понял, что нет преград, кроме собственных отмазок.

А у меня для вас есть три истории из моей жизни. Просто три истории.

История первая — ламер

Слово «ламер» я прочитал в «Компьютерре». Там давалось такое определение: «Ламер — отнюдь не безграмотный человек, не умеющий (как бы это помягче выразиться?) программировать». Окрылённый истиной я побежал и рассказал об этом друзьям-одноклассникам, но они предпочли поиграть в футбол, вместо того чтобы освоить суперспособности. Забавно, что потом все они зарабатывали программированием деньги, а я нет. Через неделю я записался в краевую станцию юных техников (КСЮТ), где был кружок по программированию. Там для новичков давали qbasic. А боги прогали на C.

Так вот как-то один из «богов» подозвал меня к монитору и спросил: «Так сможешь?». И показал прогу, которая ждала, когда пользователь введёт в командной строке любой символ, а потом поворачивала его на 90 градусов. Я был ошеломлен.

Наверное, меня это так зацепило, что я решил — во что бы то не стало, выучить все что можно, и стать самым крутым программистом. Заряда хватило на годы. Этот случай я позабыл, прошло несколько лет, и, вспомнив о нем, я написал не больше десятка строк на basic`e минут за 20. Программа работала идеально.

Вывод. Личные отношения с падаванами очень важны. Возможно, ваша простенькая программа определит судьбу человека и повлияет на выбор жизненного пути.

История вторая — первый шифр

Идея пришла внезапно. Пришла так, что не смог заснуть и сел кодить. Из шифров тогда я знал только про пляшущих человечков из Шерлока Холмса (а это класс 8 или 9, занимался программированием полгода-год). Мне захотелось написать шифр, чтобы нельзя было так просто его вскрыть простым анализом.

Задумка была следующая: каждой букве русского алфавита мы приписываем массив из 5 символов в виде букв русского и английского языка, спецсимволы. При шифровании мы рандомно выбираем один из них. Получалась «расширенная» простая замена. Это сейчас мне понятно как его ломать, но тогда для меня была запредельная высота. Через 3-4 года я поступлю на компьютерную безопасность.

Вывод. Решать интересные задачи — это круто. Но гораздо круче придумывать и находить задачи самому.

История третья — триумф BASIC`а

Я уже 2 года «занимался» программированием. И тут в школе появилась… информатика. Меня почему-то отправили в слабую группу. Как узнал позже, моё лицо не понравилось преподавательнице и она посчитала, что я тупой. Мои друзья ворвались в кабинет к директору и сказали, что я занял призовое место на краевой олимпиаде по программированию. Начались, разборки, но мне было так пофиг, что я остался в слабой группе, где учили вводить цифры в Exсel. За первую неделю я сдал всю программу и спокойно ходил играть в Diablo 2 в компьютерный клуб.

А на олимпиаде был забавный случай. Разрешённые языки — C, Pascal, а я то был прожжённым бейсичником. Выкрутился. Задачу принимали в виде exe’шника, а я подсуетился и нашёл бейсик, который кует exe’шники. Программы проходили тесты, а сами тесты принимались на серваке. Одна задача была сугубо вычислительная. Давались координаты центров и радиусы двух окружностей. Требовалось выдать взаимное расположение окружностей в текстовом виде: пересекаются, касаются, одна в другой, совпадают, и прочие.

С формулами было возиться лень, и недавно я как раз разбирался с графикой. Задачу решил графически, рисовал окружность одним цветом, а потом «сканировал» попиксельно по второй окружности, втыкаюсь ли я в уже окрашенный пиксель. Был большой страх, что прога не сможет работать на серваке без монитора, но все обошлось — 10 тестов из 10. На разборе задач был звездный час. Полсотни человек решили задачу один в один как автор, какого же было их удивление, когда я рассказал свой способ.

Вывод. Школа — зло. Результат — круто. Нестандартное мышление — прикольно. Обходной путь есть всегда.

Зачем взрослым учиться программировать

У меня есть три ответа на этот вопрос. Они зависят от горизонта планирования:

— Цель на 1 неделю или месяц — это вызов. Это как пробежать марафон или забраться на Эльбрус, проверить не засохли ли мозги, выйти из зоны комфорта.

— Цель на год-два — это бабло. За это время можно научиться создавать ценность и работать удаленно. Или учить других. Очень многие хотят научиться программировать.

пруф

сам поискал 8 сентября:

на русском в 1000 раз меньше:

— Цель на 5-10 лет — развитие в целом. Во-первых, вы улучшите своё мышление. Во-вторых, вы сделаете неоценимый подарок детям. Они получат несколько лет форы в изучении программирования и у вас появится много чудных моментов совместного написания программ. Для полного счастья останется научиться играть в компьютерные игры, но это вы скорее всего уже умеете.

Как научиться программировать

Есть заезженная картинка на этот счёт:

Почему-то все сразу начинают советовать Кнута, Кормена и прочее, но неподготовленный человек сможет осилить только предисловие. Если совсем проблемы с самооценкой возьмите детскую книгу и напишите игру.

Если готовы приступить по-взрослому, то есть множество ресурсов для самообучения. От Coursera (раз, два) до всяких %имя%academy (codeacademy, htmlacademy и пр)

Если намерения совсем серьёзные, могу посоветовать курс «Врубиться в Ruby».

Во-первых, есть живой преподаватель с хорошим бэкграундом в разработке. Виталий Куреннов, 6 лет пишет на Ruby и больше года обучает всех желающих этому навыку, работал над Ruby проектами для Nokia и Avaya.
Во-вторых, есть группа единомышленников, работая бок о бок с которыми, у вас многократно повысятся шансы дойти до победного конца и освоить программирование до того уровня, когда оно начнет приносить прибыль.

— Никита, почему именно Ruby?

— Все просто, мы нашли очень хорошего преподавателя.

Про Ruby

Попробовать сделать первые шаги можно прямо сейчас, займет всего 5-10 минут.


Нашел шикарный ресурс с геймификацией и сразу из браузера tryruby.org

За 5 минут выполняем несколько заданий, получаем ачивку и переходим на следующий уровень.


А зомбяк не хотите ли? railsforZOMBIES.org

Про Lisp

«Однако я не думаю, что смогу убедить кого-нибудь (старше 25) выучить Lisp.» Пол Грэм, «Побеждая посредственность»

Начитавшись Грэма, осваиваю Lisp.

;; Welcome to L(λ)THW!
(let ((llthw '(learn lisp the hard way)))
  (format t "~{~@(~A~)~^ ~}, because ~{~A~^ ~} is easier!" llthw (cddr llthw)))

;; Common Lisp: Powerful, Expressive, Programmable, General Purpose, Multi-Paradigm.


Нашёл для себя удобную браузерную обучалку Learn Lisp The Hard Way

«За те годы, что я проработал в Viaweb, я прочитал множество объявлений о найме на работу. Примерно каждый месяц появлялся новый конкурент. Первое, что я делал после того, как проверял, доступна ли онлайновая демонстрация работы их программы, — смотрел список их вакансий. Через пару лет я научился отличать опасных конкурентов от неопасных. Чем больше отдавало IT-мэйнстримом от описания требуемых кандидатур, тем менее опасна была компания. Самыми безопасными были те, кому требовались специалисты по Oracle. О таких не стоило беспокоиться. Также мы были спокойны, если требовались разработчики на C++ или Java.

Если требовались программисты на Perl или Python, это уже было слегка пугающе — это значило, что компанией или, по крайней мере, ее технической частью заправляли настоящие хакеры. Если бы я когда-нибудь увидел объявление о найме на работу Lisp-хакеров, я бы обеспокоился не на шутку.» Пол Грэм, «Побеждая посредственность»

Ещё пара советов

  • Читайте Хабр. Например, вот это статья может очень помочь тем кто уже начал свой путь — «Почему научиться программировать так чертовски тяжело?» Или история успеха — «Как я сам научился программировать за 8 недель»
  • Читайте Пола Грэма. Он вдохновит заняться программированием кого угодно. Даже меня. Даже на Lisp.
  • Найдите единомышленников
  • Найдите вдохновляющую задачу
    напримерОбщие упражнения:
    Project Euler содержит более 500 математических задач (на теорию чисел, числовых систем и пр.), которые нужно решить, используя программирование на любом языке.
    Code Abbey хранит более 200 задач по программированию. За решения 125 из них выдают сертификат, чем мотивируют многих студентов.
    Rosalind — это ещё один сайт наподобие Project Euler, который предоставляет на выбор более 200 задач по биоинформатике.
    Codingbat.com дарит упражнения по Java и Python, как для новичков, так и для продвинутых программистов.
    codegolf.stackexchange.com – сайт, на котором публикуют и обсуждают программистские головоломки.
    Ruby Quiz — серия головоломок, в которых вас просят написать короткие программы различной сложности. Исходные решения описаны на Ruby, но их можно реализовать на любом языке.

    Задачи из олимпиад по программированию:
    UVa Online Judge — коллекция из сотен задач с олимпиад по программированию, с онлайн-системой проверки решений.
    TopCoder содержит сложные задачи на алгоритмы, собранные годами с разных соревнований. Также несколько раз в месяц проводит олимпиады по программированию.
    CodeForces похож на TopCoder, но содержит больше задач на соревнованиях и несколько особых фишек, включая «виртуальные соревнования».
    Timus — то же, что и UVA. Содержит задачи с последних соревнований (мирового и регионального уровня).
    SPOJ — похож на UVA, с огромным числом языков программирования на выбор.
    USACO содержит несколько задач на алгоритмы с руководством по их решению.

    Под определённые языки:

    Для Prolog, Lisp и подобных языков посетите P-99 и L-99, наборы из 99 задач для повышения вашей эффективности в данных языках.
    Python Challenge — объединяет загадки и головоломки, которые помогут вам серьёзно прокачаться в Python.
    4Clojure — набор упражнений по программированию, специально разработанных под Clojure, Lisp-подобный язык.

  • Соревнуйтесь
  • Играйте в Игры для программистов
  • Пишите код каждый день
  • Пишите о своих успехах и находках на Хабр

P.S.

Ещё интересные статьи с Хабра на тему быть/не быть программистом и как делать шаги на пути мастерства

P.P.S.

Алан Кэй делится яркой идеей об идеях. Архитектура, математика, обучение, программирование и много ещё интересного.

10 способов научиться программировать самостоятельно, с чего начать программировать

Программирование — один из ценнейших навыков для карьерного роста, саморазвития и создания чего-нибудь удивительного. Десять советов для тех, кто только начинает своё путешествие в мир программирования, от Lifehacker. 

10. Выясните, почему вы хотите программировать

Выбранное направление в учёбе будет зависеть в большей степени от  того, почему именно вы хотите научиться программировать и сколько времени вы готовы уделять этому процессу. Если вы хотите стать программистом, первое что следует сделать — это записаться на профессиональные курсы (Google скомпилировал список навыков и курсов для тех, кто хочет стать инженерами-программистами). Если вы хотите создавать игры и веб-сайты для развлечения в свободное время, лучшим выбором являются интерактивные курсы. Bloc создал сравнительную таблицу курсов в зависимости от загрузки, стоимости и причины изучения программирования.

9. Выберите правильный язык программирования

Не существует лучшего языка программирования, и как только вы выучите один, вам будет нетрудно освоить и второй. Так что не стоит зацикливаться на выборе первого языка. Тем не менее, считается, что некоторые языки даются новичкам легче, чем другие.

Язык, с которого стоит начать, зависит от причины изучения. (К примеру, если вы хотите создать приложение под iOS, вам лучше начать с изучения Swift). Если вы со всей серьёзностью отнеслись к намерению программировать, можно начать с языка C. Хотя выбрав Python, вам будет проще влиться в струю программирования. Приводим инфографику для сравнения нескольких популярных языков программирования.

8. Начните с малого… и будьте терпеливы

Независимо от выбора языка или метода обучения, вам следует начать с самого начала. Когда Дэвид Сински (David Sinsky) научился программировать за восемь недель, он, к примеру, потратил одни выходные на изучение основ Python, а другие — на Django. Взяв учебник, он удалял написанный код и снова проходил обучающий материал с нуля. Начните с основ и будьте терпеливы к себе. Взяв первый проект в программировании, разделите его на несколько этапов. И если один из способов обучения вам не подходит, не опускайте руки — попробуйте другой.

7. Попробуйте приложения для детей

Сейчас даже малыши учатся программированию. Несмотря на то, что многие программы для детского обучения весьма просты, некоторые из них (например, Scratch) подходят для любого возраста. Не имеет значения, сколько вам лет, даже детские анимационные приложения могут научить основам программирования (у edX есть новый курс обучения по Scratch).

6. Воспользуйтесь бесплатными онлайн-тренингами

Бесплатные онлайн тренинги и проекты (Codecademy, Hour of Code и др.) могут помочь вам в написании первой программы. Учебные пособия от Khan Academy, Codecademy, Code.org и других познакомят с основами программирования и всем необходимым для создания игры, сайта или другого проекта. Найдите нужный источник в зависимости от языка программирования, воспользовавшись Bento. Это хорошая отправная точка, однако дальнейшее обучение вам нужно взять на себя.

5. Пройдите онлайн-курс

Онлайн-курсы по программированию предполагают более обширную образовательную подготовку по сравнению с сайтами, предлагающами онлайн-тренинги по одному языку. Такие курсы предназначены для обучения основным навыкам в течение нескольких месяцев на занятиях университетского уровня. Я большой поклонник гарвардского онлайн-курса CS50 (его можно пройти бесплатно). Существуют также другие возможности. Вы даже можете получить образование университетского уровня, выбрав один из 15 онлайн-курсов.

Курсы по Data Science 


4. Бесплатные книги по программированию

Если вы застряли на какой-то проблеме или вам нужно найти ответ на свой вопрос, не стоит забывать о справочниках. На GitHub можно найти огромную коллекцию из более чем 500 бесплатных книг по программированию. Также доступна коллекция электронных книг, охватывающая 24 языка программирования.

3. Изучайте, играя

Иногда лучшим способом обучения являются игры. В то время, как многие учебники по программированию обучают вас программировать простые либо сложные игры, некоторые обучающие сайты сами являются играми: Code Combat и CodinGame — инструменты, используя которые вы можете весело провести время.

2. Найдите наставника или станьте им

Сообщество программистов полно людей, готовых помочь следующему поколению программистов. Hack.pledge () — сайт, который поможет вам найти наставника. Либо вы сами можете стать наставником для кого-то другого. Преподавание изученного поможет вам лучше запомнить информацию.

1. Разберите чужой код

Переписывая чужой код, исследуя каждую строчку на предмет ошибок, вы сможете лучше понять общую картину. Благодаря открытым исходникам кода, вы имеете возможность узнать всё, что угодно — продолжайте учиться, используя инкрементально-хакерский подход. Только не забудьте поделиться своим кодом, если вам удастся улучшить часть ПО.




Инструкция для тех, кто хочет стать программистом с нуля

Начать свой путь к карьере программиста стоит с ответа на вопрос, нужно ли вам программирование вообще? Этот вопрос не относится к тем, кто учится или учился по специальности, близкой к программированию. Если вам в школе математика давалась лучше, чем гуманитарные науки, если вам нравится проводить много времени за компьютером, если вам хочется изучать что-то новое, тогда программирование вам подойдёт.

С чего начать

Есть несколько вариантов развития событий, в результате которых человек становится программистом. Первый — родители-программисты, которые всему научили своих детей. Таким детям даже не нужно идти в университет. Второй вариант — модная профессия программиста. После школы нужно было выбрать, куда пойти учиться, и выбрали модное направление IT, вроде бы понравилось. И последний вариант — хобби, которое переросло в работу.

Если с вами ничего из вышеперечисленного не произошло, значит, у вас есть выбор из четырёх вариантов:

  • Самообразование. Этот вариант можно использовать как самостоятельно, так и в паре с другими методами. В интернете полно сайтов, книг и приложений, которые помогают изучать различные языки программирования и технологии. Но это самый тяжёлый путь для начинающих.
  • Университет. Если вы оканчиваете школу и хотите быть программистом, тогда идите в университет. Если не за знаниями, тогда за корочкой. Она может послужить бонусом при устройстве на работу. Хотя и какие-то знания вы тоже получите. Но не забывайте заниматься и самообучением. К выбору вуза стоит подойти очень ответственно. Внимательно изучите программы обучения и выбирайте лучшие технические вузы.
  • Ментор. Будет очень неплохо, если вы найдёте человека, который согласится помочь вам и направит вас в правильную сторону. Он подскажет подходящие книги и ресурсы, проверит ваш код, даст полезные советы. Кстати, мы уже писали о полезном ресурсе, где вы сможете найти ментора. Наставника можно искать среди знакомых программистов, на IT-тусовках и конференциях, на онлайн-форумах и так далее.
  • Специализированные практические курсы. Попробуйте поискать в своём городе курсы, где вас обучат какому-нибудь языку программирования или технологии. Я был приятно удивлён количеством таких курсов в Киеве, в том числе бесплатных и с последующим трудоустройством.

Какой язык, технологию и направление выбрать

Когда вы станете программистом, через годик-другой будете вольны выбирать любой язык, который вам нравится. Но при выборе первого языка программирования новичок должен учитывать следующие критерии:

  • Наличие на рынке вакансий. Конечная цель этого пути — найти работу программистом. А это будет трудно сделать, если на рынке вакансий никто не будет искать разработчиков на вашем языке программирования. Проверьте сайты с вакансиями, посмотрите, кого больше ищут, выпишите десяток языков. И переходите к следующему критерию.
  • Низкий уровень вхождения. Если вам придётся потратить длительное время на изучение языка, это может отбить у вас охоту к программированию вообще. Почитайте о тех языках, которые вы выбрали выше. Просмотрите литературу, которую нужно будет прочитать, чтобы изучить эти языки. И выберите те, о которых пишут, что они лёгкие, или которые вам показались лёгкими. Такими языками могут оказаться PHP, Ruby, Python.
  • Кайф от процесса. Если вам не нравится писать код на выбранном языке, вы не будете получать удовольствия от этого процесса, от работы и от жизни. А оно вам надо? Делайте правильный выбор.

Также вам придётся определиться с направлением программирования. Мобильное, десктопное, игры, веб, низкоуровневое программирование и так далее. Самые популярные и относительно лёгкие отрасли — разработка под веб, мобильные и десктопные клиенты. Под каждое направление может подходить один язык и совсем не подходить другой. То есть при выборе языка программирования также стоит отталкиваться и от этого фактора.

В любом случае изучите веб-технологии. Это язык разметки HTML, стили CSS и JavaScript, который позволит сделать вашу страницу динамической. На следующем этапе изучите серверный язык (Python, PHP, Ruby и другие) и подходящие для него веб-фреймворки. Изучите базы данных: практически в каждой вакансии программиста это упоминается.

Как получить начальный опыт

Без опыта вы не получите работу. Без работы вы не получите опыт. Замкнутый круг реальной жизни. Но ничего страшного, мы из него выберемся.

Во-первых, не стоит ждать, пока вы прочитаете все книги по выбранному языку программирования. Начинайте писать свои первые строки кода уже после второй главы книги. Выполняйте все задания из книг, перепечатывайте примеры, разбирайтесь в них. Усложняйте примеры и задания из книг своими идеями. Создавайте свои задачи к пройденному материалу. Решайте эти задачи.

Во-вторых, вам нужно найти свои первые проекты. Это, наверное, самый сложный вариант, но рабочий. Вам придётся самому искать заказы, выполнять их, заморачиваться с оплатой. Для новичка это архисложно, но зато затем все остальные варианты покажутся плёвым делом. Выполненные проекты можно будет записать в опыт и показать вашему будущему работодателю. Реальные проекты являются большим плюсом в вашем резюме.

Если вы знаете английский язык, регистрируйтесь лучше на англоязычных биржах. Рынок там больше. Если не знаете английского, учите его. А пока что вам доступны русскоязычные биржи фриланса. Ищите небольшие проекты, которые соответствуют вашему уровню знаний или чуть выше него. Подайте заявку на пару десятков таких заданий. И приготовьтесь получить море отказов. Но если одна-две заявки выстрелят, у вас будет шанс получить реальный опыт.

Ещё одним неплохим вариантом для получения реального опыта является open source. Таким проектам всегда нужны новые люди, пусть даже и новички. Вы можете поискать в проекте баги или посмотреть в баг-трекере и предложить методы их решения. Найти такие проекты легко на GitHub или других сервисах для хостинга кода. Не стесняйтесь задавать там вопросы.

Четвёртый вариант получения опыта — помощь знакомым программистам. Попросите их передать вам маленькие и несложные задания. Если что-то не будет получаться, у вас всегда будет к кому обратиться. И при этом вы будете участвовать в реальном проекте.

Последний способ — собственные проекты, различные хакатоны или работа в коворкинге. Свои проекты сложно начинать самому, лучше поискать знакомых или друзей.

Почему стоит выбрать Python

Давайте немного подробнее поговорим о выборе первого языка программирования. Первый язык должен быть простым и популярным на рынке. Таким языком является Python. Я очень советую выбрать именно его в качестве первого языка программирования.

Код программы на Python читабелен. Вам даже не нужно быть программистом, чтобы в общих чертах понять, что происходит в программе. Из-за несложного синтаксиса Python вам понадобится меньше времени для написания программы, чем, например, на Java. Огромная база библиотек, которая сэкономит вам кучу сил, нервов и времени. Python является высокоуровневым языком. А значит, вам не нужно особо думать о ячейках памяти и о том, что там разместить. Python — язык широкого назначения. И он такой простой, что даже дети могут его выучить.

Справедливости ради стоит упомянуть и о других языках программирования. Java может стать неплохим выбором для новичка. Этот язык популярнее, чем Python, но и немного сложнее. Зато инструменты для разработки гораздо лучше проработаны. Стоит только сравнить Eclipse и IDLE. После Java вам будет проще перейти к работе с низкоуровневыми языками программирования.

PHP — ещё один очень популярный язык. И, мне кажется, он даже проще, чем Python. Очень легко найти себе ментора или решение какой-нибудь проблемы на форуме. Всё потому, что в мире существует огромное количество PHP-программистов разного уровня. В PHP нет нормального импорта, есть множество вариантов решения одной и той же задачи. А это усложняет обучение. И PHP заточен исключительно под веб.

Языки C и C# очень сложны для новичка. Ruby — хороший выбор в качестве второго языка, но не первого. JavaScript — очень простой язык, но ничему хорошему он вас не научит. А задача первого языка программирования всё-таки научить вас чему-то правильному, задать какую-то логику.

Важен ли английский язык

Важен! Не знаете? Учите. Знаете? Совершенствуйте. Учитесь читать, писать, слушать и говорить на английском. Делайте упор на техническую литературу. Слушайте англоязычные подкасты. Читайте англоязычные учебники по программированию.

Что нужно знать, кроме языка программирования

Конечно же, кроме языка программирования и английского, нужно знать что-то ещё. А вот что — зависит от направления, которое вы выберете. Веб-программист обязан знать HTML, CSS, JavaScript. Десктоп-программист учит API операционной системы и различные фреймворки. Разработчик мобильных приложений учит фреймворки Android, iOS или Windows Phone.

Всем нужно выучить алгоритмы. Попробуйте пройти курс на Coursera или найти подходящую для себя книгу по алгоритмам. Кроме этого, нужно знать одну из баз данных, паттерны программирования, структуры данных. Стоит также познакомиться с репозиториями кода. Хотя бы с одним. Обязательно знание систем версионного контроля. Выбирайте Git, он самый популярный. Вам нужно знать инструменты, с которыми вы работаете, операционную систему и среду разработки. И главный навык программиста — уметь гуглить. Без этого вы не проживёте.

Последние шаги

Вам нужно подготовить резюме. Не просто резюме, а хорошее резюме. Не стоит писать там лишней информации, но и умалчивать о своих умениях тоже не нужно. После того как вас пригласят на интервью, вы должны к нему подготовиться. Пройдитесь по материалу, который указан в вашем резюме. Вы должны быть уверены в своих знаниях. Просмотрите проекты, над которыми вы работали, вспомните технологии, которые вы применяли. И вперёд — к светлому будущему с новой профессией программиста.

с чего начать, какой язык выбрать и как практиковаться?

В мире как никогда остро стоит вопрос переквалификации. Переход от индустриальной экономики к цифровой происходит так быстро, что за бортом времени остается много работников традиционных трудовых сфер. Кадровый голод в IT-сфере, в свою очередь, неутолим. Как найти себе новую профессию и переквалифицироваться, используя бесплатные источники знаний?

Конечно, сменить профессию в зрелом возрасте непросто. Страхи за семью и финансовую стабильность, какой бы она ни была, заставляют отбросить мысли о карьере, которую можно перезапустить с чистого листа.

Только нужно понимать, что этому переобучению придется посвятить немало свободных часов. Точнее, даже так: свободных часов оставаться в принципе не должно. И все время, не занятое основной работой или семьей, придется уделять обучению. С чего начать, если вы хотите «войти в „айти“» или хотя бы сделать первые шаги на этом пути?

С чего начать?

В Гарвардском университете есть вводный курс о компьютерных технологиях Computer Science 50 — как в офлайне, так и в онлайне. В этом вводном курсе на протяжении более двух десятков лекций рассказывают об основах программирования доступным и понятным языком, что позволяет втянуться новичкам. Там обучают, как мыслить алгоритмически, объясняют такие концепции, как абстракция, алгоритмы, структуры данных, инкапсуляция, управление ресурсами, безопасность, а также знакомят с языками C, Python, JavaScript, CSS и HTML

Курс в оригинале звучит на английском языке, но он настолько популярен, что лекции уже давно переведены на русский. Так что проблем с его освоением возникнуть не должно. Ниже находится встроенный плей-лист, а вот и ссылка на него.

Какой язык выбрать?

Однозначно ответить на этот вопрос просто невозможно. Языков программирования много, среда разработки под каждый язык отличается своими нюансами. Но можно сказать точно, что если вам удастся освоить один язык программирования, то с последующими будет проще.

В любом случае к выбору первого языка программирования стоит подходить прагматично. Некоторые советуют Python в качестве начальной ступени. Он классный и простой, академический, для него существует много библиотек, много примеров. Но отталкиваться стоит от количества вакансий на сайтах по поиску работы. Чем больше вакансий для новичков по определенному языку, тем меньше входная конкуренция, а значит, будет работа.

Пускай в первое время это будет работа за хлеб, но она позволит прокачать практические навыки за счет работодателя.

«Изучив один язык программирования, решив 5—10 практических задач с помощью этого языка, я с легкостью за пару недель могу перейти на другой язык на базовом уровне. Но не стоит сразу пытаться изучить все языки», — объясняет практикующий разработчик, который пришел в IT самостоятельно, без платных курсов и университетской базы.

Для примера, если вы хотите программировать под iOS, то выбор должен быть сделан в сторону Swift — относительно молодого языка программирования приложений для устройств Apple. Для этого, правда, понадобится обзавестись MacBook или заморочиться и накатить macOS на Windows-машину («хакинтош»). Руководств по этим манипуляциям в интернете превеликое множество.

Apple разработала отличный самоучитель по Xcode (среда разработки под iOS) — правда, на английском языке. Но белорусский разработчик Антон Марченко записал на YouTube 21 урок, в которых проводит новичков через весь самоучитель и объясняет сложные темы.

Практика очень важна

С базовым знанием определенного языка программирования стоит попробовать свои силы в каком-нибудь Open Source — проекте или в обязательном порядке сделать свой мини-проект — пускай это будет даже Telegram-бот, который сообщает погоду или присылает анекдоты.

Во-первых, это позволит ворваться в сообщество разработчиков, в их чаты. Там можно будет задавать вопросы опытным разработчикам. А как показывает практика, люди из IT с удовольствием готовы помогать, делиться ссылками на полезные статьи и учебники. И если не наглеть, тебе с удовольствием помогут и бесплатно.

Во-вторых, нетривиальные задачи, с которыми новичок сталкивается на проекте, заставляют искать решения, впитывать новую информацию. Это поможет в наработке полезных ресурсов и контактов.

В-третьих, участие в каком-то проекте на безвозмездной основе или создание своего небольшого продукта — это уже строчка в резюме.

Если же работа над проектом не задастся и ты не сумеешь довести его до конца, то поймешь, что это не твое. И больше не будешь тратить время на то, чем не нравится заниматься.

«Вечерами после работы водителем читал форумы и статьи. Интернет был медленный и дорогущий. Сейчас бы я, наверное, смог обучиться быстрее, так как существует куча сообществ, каналов и чатов. Нужно только пользоваться этим, а не ждать, что тебе скажут решение», — подчеркивает разработчик.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Как стать программистом 1с / Хабр

Добрый день, уважаемые хабрачитатели! Я расскажу всем желающим кто такой программист 1с, и как им стать.

Плюсы и минусы

Минусы
1) Кроме как в РФ и странах СНГ, «программисты 1с» никому не нужны.
2) Придётся много общаться с пользователями (менеджерами)
3) Придётся изучить куча всякой ненужной ерунды типа «Бухгалтерии», кадрового и складского учёта. (так же является плюсом)
4) Программистов 1с, другие программисты считают «недопрограммистами»

Плюсы

1) Хорошая зарплата.

2) Низкий порог вхождения в профессию.

3) Большая востребованность в РФ.

4) Программист 1с, всё же программист.

5) Интересные и нужные знакомства (часто программист 1с, общается с финансовым директором крупных предприятий)

6) Понимание бизнес процессов предприятия, что может помочь открыть Вам собственное дело в любой сфере.

7) Широкие возможности для фриланса.

Личный опыт

В 2003 году, я окончил техникум по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», то есть, программист.

После того как радость от сего события слегка улеглась, я занялся поиском работы. Купив издание «Работа и Зарплата» я с досадой обнаружил, что программисты C, Pascal, Delphi, никому особо то и не нужны, а нужны «программисты 1с». При этом зарплаты этим загадочным программистам «1С» предлагали в 2-3 раза выше, чем просто «С» Мысли мои были такие: «Что такое «С» я знаю, но вот что такое «1С»?»

Далее я работал не по специальности, позже я попал во «Франчайзи 1с» и твёрдо решил стать «программистом 1с», но совершенно не представлял с чего начать и как подойти к этому делу. На пути к цели помотало меня сильно, поэтому я и решил написать эту статью.

С чего начать

Стать «программистом 1С» очень просто, особенно если есть желание, и немного времени.

Я вижу два основных пути, через Франчайзи (партнёры компании 1с, специализирующиеся на обслуживании пользователей программы.) или самообучение, работая в компании где уже есть программа «1с предприятие»

Путь Франчайзи

Необходимо устроиться в Франчайзи 1с на должность «сервис-инженер ИТС», только не в мелкий, необходимо чтобы у компании проводились обучения сотрудников, и хотя бы пять – десять программистов в штате. Таких компаний довольно много, берут туда, наверное, всех.
Для начала Вам предложат, пройти обучение, обучение обычно оплачивается работодателем по минимальной ставке. В 2006 году это была зарплата работника «Макдональдс», так что с голоду Вы не умрёте. За первый месяц Вас обучат работе с программой с точки зрения пользователя, научат «обновлять» «типовую» и «не типовую» конфигурацию. В некоторых франчайзи дают поработать на «Линии консультации» чтобы закрепить навыки. В период обучения, и не только, всегда можно спросить совет у старших коллег, и Вам помогут.

Работа «сервис-инженера ИТС» заключается в поездке к клиенту, и обновлению базы данных (по сути пару раз кликнуть мышкой). В месяц около 30 поездок. Где то по 3-5 поездок в день, к тому же клиенты редко захотят Вас видеть до 10 -00 и после 16-30. Легко подсчитать, что у Вас будет куча свободного времени для обучения, к тому же можно читать книги в дороге (я прочитал все справочники из комплекта по 1с, мало что понял, но в последствии это очень помогло).

На данном этапе важно, не лениться, выполнять все поручения по обучению, задавать множество вопросов, и всячески выражать желание учиться и работать. У клиентов будут возникать вопросы по работе с программой, если Вы не знаете ответа на месте, то всегда можно записать вопрос, решить его в офисе (спросив у коллег), перезвонить клиенту и рассказать решение. Ещё клиенты будут просить «доделать программу», обычно это простейшие доработки, на первых этапах Вы будите передавать их программистам, хорошо бы потом расспрашивать коллег, как они это сделали, и пытаться самому сделать так же (на копии естественно).

Сертификаты

У «программистов 1с» есть «Сертификация в компании 1С». По сути, есть два основных типов сертификатов «1с Профессионал» и «1с Специалист».
Сертификаты являются подтверждением, что Вы хотя бы не испортите программу, и дадут Вам бонус к зарплате (обычно франчайзи доплачивают сертифицированному специалисту)
Самые лучшие сертификаты это «платформа» и «Управление производственным предприятием»

«1с Профессионал»

«1с Профессионал» — сертификат пользователя, на знание как пользоваться программой. Выглядит как тестирование из 14 вопросов и 4-6 вариантов ответа, что бы сдать тест необходимо ответить не менее чем на 12 из них. Тестирование платное, но очень дешёвое. Тесты можно пытаться пересдать хоть каждый день.
По сути, сдаётся так.

Способ 1

На тест есть книга с вопросами (продаётся в 1с, у франчайзи тоже должны быть), в книге где то 900 – 1000 вопросов можно попытаться их все решить и запомнить. Это сложный способ, так как некоторые вопросы поставлены, так что не понятно, что автор хотел спросить.

Способ 2

Понадобиться ИТС диски за 16 месяцев. Дело в том что на дисках ИТС есть тесты на 1с профессионал, представляют из себя Excel файл, немного защищённый, вытаскивается очень легко и просто.
Проходя тест, Вам сообщат, на какой вопрос Вы верно дали ответ, собственно перебором легко можно найти все верные ответы на все тесты (Отвечаете на все вопросы 1, отмечаете себе на какие вопросы ответ 1, далее отвечаете на все вопросы 2 и отмечаете и т.д.)
Далее копируете вопрос-ответ в один Excel файл, чтобы у Вас получилось так: Вопрос и только верный ответ, не правильными ответами не стоит забивать себе голову. Далее необходимо вдумчиво прочесть и запомнить то что у Вас получилось, прочтение 900 Вопрос-ответов займёт около 2 часов. Далее попробуйте выбрать случайный тест с диска ИТС и сдать его, потренируйтесь пока не получится уверенно его сдавать.
А потом надо пойти и сдать тест. На всё про всё уйдёт дня 3-4. Если не получилось сдать с первого раз, просите пересдать ещё раз, как можно раньше.

«1с Специалист»

«1с Специалист» — это уже экзамен, необходимо за 4 часа решить задачу на программирование в программе 1с. Чтобы Вас к нему допустили необходимо получить «такой же» сертификат «1с профессионал». То есть, чтобы сдавать экзамен «1с специалист Платформа», надо иметь «1с профессионал платформа».
Экзамен сдаётся группой примерно из 25 человек, из группы успешно сдают 1-3 человека. Чтобы сдать экзамен необходимо решить задачу, а после ответить экзаменатору на все вопросы и обосновать решение. На экзамене можно пользоваться книжками из «1с», выходить за дверь и там заниматься чем вздумается (курить, звонить и т.д.)
Задачи которые будут на экзамене можно купить в «1с», и скорее всего они будут у вашего франчайзи(возможно даже с решениями). Раньше нельзя было купить книгу с задачами экзамена, но в интернете можно было купить книгу и решения задач (правда решения были далеко не оптимальны, и я на их основе делал свои решения). Чтобы сдать экзамена, хорошо решить все варианты задач, тогда экзамен сдаётся легко и непринуждённо.

Поздравляю, Вы программист 1С (хотя ещё и без навыков и умений)

И вот Вы с «сертификатами 1с» и Вас наверняка заметит начальство и предложит новую должность. Тут уже появляется выбор, либо соглашаться на предложенное, и развиваться дальше в франчайзи, либо идти к прямому работодателю в штат (для этого желательно поработать 1-2 года, чтобы был опыт работы).

Путь в компании, где есть «1с предприятие»

Этим путем, скорее всего, пойдёт системный администратор, который работает в компании с «1с предприятие». По сути всё просто, необходимо общаться с штатным программистом 1с, почитать книги из комплекта поставки. Хорошо купить и решить книгу «Практическое пособие разработчика» и «простые примеры разработки». Когда начнёт что то получаться, можно расспрашивать «программиста» чем он занимается, и попросить что бы он дал Вам простейшее задание (например, сделать печатную форму или отчёт), постараться сделать, показать программисту и узнать что не так и как сделать лучше. Со временем Вы «набьёте руку». Опять же неплохо найти задачи из экзамена «1с Специалист Платформа» и решить их все.
Заключение

Плюсы и минусы работы программистом 1с в Франчайзи или в штате.

Программист 1с в франчайзи

Плюсы

1) Дружный коллектив, всегда есть, у кого спросить.
2) Тренинги, обучения и т.д.
3) Гибкий график
4) Можно собрать большую клиентскую базу и уйти в фриланс
5) Вы поработаете со всеми возможными программами 1с, насмотритесь на кучу разнообразного кода, будете знать последние тенденции

Минусы

1) Низкая зарплата, зависящая от оплаченных счетов
2) Вам придётся писать плохой код, ведь для Вас требуется получить деньги здесь и сейчас, а то что у клиента через год база будит жутко тормозить, так это даже хорошо, можно взять и за оптимизацию.
3) Разъездной характер работы.
4) Ужасно устаревшие компьютеры как у франчайзи так и у клиента
5) Неоплачиваемый отпуск и больничный (хотя не у всех)
6) Составление и заполнение отчётов о проделанной работе для начальства (тоже не оплачивается)
7) Вам придётся работать с тем клиентом которого Вам дадут, даже если он не очень хороший человек

Программист 1с в штате у работодателя

Плюсы

1) У Вас ставка, Вам необходимо минимум напрягаться и Вы всё равно получите 100% своей зарплаты
2) Нормальная зарплата которую Вы всегда получите
3) Возможность довести код до совершенства
4) Вы можете изучить все бизнес процессы компании
5) У Вас будет современный компьютер
6) Работа сидя на одном месте, а не мотание по городу
7) Вы сами выбираете к кому Вам устроиться на работу

Минусы

1) Программистов не очень ценят, так как они не приносят прибыли
2) Вам придётся выполнять все капризы менеджеров (если на предприятии бардак, а таких 90% наверное)

Заключение

В заключении скажу что важно уметь читать форум, на них много полезной информации. Программисту 1с неплохо бы разбираться в MS SQL, My SQL. Не забывайте писать красивый код с комментариями и пояснениями.

Всем спасибо за внимание!

Руководство программиста по царапинам 1.4

Указатель статей
Руководство программиста по Scratch 1.4
Демо Bounce a Ball

Страница 1 из 2

I Вклад программиста в Неделю компьютерного образования — это исследование Scratch, бесплатного языка визуального программирования Массачусетского технологического института, который был разработан для обучения программированию молодых начинающих.

В этой статье описывается, как использовать Scratch 1.4. Последняя версия Scratch — 2.x, размещена на веб-сайте MIT и не может быть загружена. Некоторые пользователи могут предпочесть разместить свою собственную установку Scratch, и вы все равно можете загрузить Scratch 1.4 и установить его. В этом случае вам необходимо следовать инструкциям в этой статье. Однако, если вы предпочитаете начать работу с веб-сайтом Scratch, см. Статью «Руководство программиста по Scratch 2».

Scratch — один из многих компьютерных языков, нацеленных на то, чтобы люди, в основном, но не только дети, начали заниматься программированием.Если вы не сталкивались с этим раньше, посмотрите Scratch, чтобы вас не понюхали! для своего фона.

Идея состоит в том, чтобы познакомить учащихся с концепциями программирования, не утруждая их утомительными вещами, такими как набор текста, орфография и точный синтаксис. Также есть аргумент, что подход, используемый такими системами, как Scratch, настолько хорош, что возникает вопрос, почему мы не используем его для реальной разработки? Это действительно хороший вопрос, и у меня нет ответа на него.

Даже если вы не думаете, что собираетесь использовать Scratch для обучения программированию, вам действительно нужно кое-что знать о его подходе к программированию — возможно, так мы все будем это делать в будущем.

Scratch — это простой в освоении, легкий в использовании язык.

Итак, зачем нам это вводить?

Ответ заключается в том, что из всех людей, которые сталкиваются с Scratch, программисты часто бывают наиболее озадаченными. Они рассчитывают сесть и использовать его, не тратя времени на изучение этого. В конце концов, если вы можете программировать на X, где X означает любой язык, который вы уже знаете, тогда Scratch должен быть простым.

Дело в том, что программисты часто учатся своим навыкам на практике и не часто проводят часы, глубоко размышляя о том, что лежит в основе того, что они делают.В результате опытный программист может запутать Scratch, и совсем не о программировании.

Имея в виду эти мысли, давайте взглянем на Scratch программистом.

Это введение не предназначено для полного новичка, это введение, которое может позволить программисту познакомить полного новичка с искусством, ремеслом и наукой программирования. Это действительно совершенно новый образ мышления.

Начало работы

Для начала работы с Scratch достаточно загрузить один пакет и установить его с веб-сайта: скачайте Scratch 1.4. Существуют простые в использовании установщики для Mac OS X, Windows и Ubuntu. Об установке особо нечего сказать — она ​​просто работает.

После того, как вы установили Scratch, вы можете запустить его обычным способом. При первом запуске вы увидите многопанельную среду IDE с изображением скретч-кота в белой области, называемой Stage. Scratch — это язык, который в основном предназначен для работы со спрайтами, которые управляются написанными вами сценариями, которые перечислены в области сценариев. Вы создаете сценарии не путем ввода команд, а путем перетаскивания выбранных блоков, перечисленных в области блоков слева от IDE.

Итак, что может быть лучше для начала, чем традиционный «Hello World» — не лучший способ начать с обычного ученика!

Сначала нам нужно указать, когда следует запускать скрипт. Scratch не имеет стандартной «основной» процедуры, которая является точкой входа для всех процессов. Вместо этого вы связываете сценарии с различными стартовыми событиями.

В случае нашего первого скрипта давайте запустим его, когда щелкнет зеленый флаг Go.Это не единственный способ запуска скрипта, но он соответствует ожиданиям программистов наличия кнопки «Выполнить».

Для этого выберите Контрольную палитру блоков:

В списке контрольных блоков перетащите верхний, который запускается при нажатии зеленого флажка:

Далее нам нужен блок, который заставляет спрайт что-то делать.Выберите палитру блоков Looks и перетащите блок с надписью «Hello!».

Теперь у вас есть полная программа, но вам нужно изменить сообщение с Hello! в Hello World. Щелкните текст внутри блока, и вы должны обнаружить, что можете ввести новое сообщение. Теперь программа должна выглядеть примерно так:

Если теперь щелкнуть зеленый флаг над рабочей областью, скрипт запустится, и Sprite1 отобразит всплывающее окно с текстом Hello Wor

.

Самостоятельное обучение — Справка разработчика

Переключить навигацию

  • Инструменты разработки
    • Какие инструменты мне нужны?
    • Программные средства
      • Начни здесь
      • MPLAB® X IDE
        • Начни здесь
        • Установка
        • Введение в среду разработки MPLAB X
        • Переход на MPLAB X IDE
          • Переход с MPLAB IDE v8
          • Переход с Atmel Studio
        • Конфигурация
        • Плагины
        • Пользовательский интерфейс
        • Проектов
        • файлов
        • Редактор
          • Редактор
          • Интерфейс и ярлыки
          • Основные задачи
          • Внешний вид
          • Динамическая обратная связь
          • Навигация
          • Поиск, замена и рефакторинг
          • Инструменты повышения производительности
            • Инструменты повышения производительности
            • Автоматическое форматирование кода
            • Список задач
            • Сравнение файлов (разница)
            • Создать документацию
        • Управление окнами
        • Сочетания клавиш
        • Отладка
        • Контроль версий
        • Автоматизация
          • Язык управления стимулами (SCL)
          • Отладчик командной строки (MDB)
          • Создание сценариев IDE с помощью Groovy
        • Поиск и устранение неисправностей
        • Работа вне MPLAB X IDE
        • Прочие ресурсы
      • Улучшенная версия MPLAB Xpress
      • MPLAB Xpress
      • MPLAB IPE
      • Программирование на C
      • Компиляторы MPLAB® XC
        • Начни здесь
        • Компилятор MPLAB® XC8
        • Компилятор MPLAB XC16
        • Компилятор MPLAB XC32
        • Компилятор MPLAB XC32 ++
        • Охват кода

        • MPLAB
      • Компилятор IAR C / C ++
      • Конфигуратор кода MPLAB (MCC)
      • Гармония MPLAB v2
      • Гармония MPLAB v3
      • среда разработки Atmel® Studio
      • Atmel СТАРТ (ASF4)
      • Advanced Software Framework v3 (ASF3)
        • Начни здесь
        • ASF3 Учебники
          • ASF Audio Sine Tone Учебное пособие
          • Интерфейс ЖК-дисплея с SAM L22 MCU Учебное пособие
      • Блоки устройств MPLAB® для Simulink®
      • Утилиты
      • Инструменты проектирования

      • FPGA
      • Аналоговый симулятор MPLAB® Mindi ™
    • Аппаратные средства
      • Начни здесь
      • Сравнение аппаратных средств
      • Средства отладки и память устройства
      • Исполнительный отладчик
      • Демо-платы и стартовые наборы
      • Внутрисхемный эмулятор MPLAB® REAL ICE ™
      • Эмулятор SAM-ICE JTAG
      • Внутрисхемный эмулятор

      • Atmel® ICE
      • Power Debugger
      • Внутрисхемный отладчик MPLAB® ICD 3
      • Внутрисхемный отладчик MPLAB® ICD 4
      • Внутрисхемный отладчик

      • PICkit ™ 3
      • Внутрисхемный отладчик MPLAB® PICkit ™ 4
      • MPLAB® Snap
      • MPLAB PM3 Универсальный программатор устройств
      • Принадлежности
        • Заголовки эмуляции и пакеты расширения эмуляции
        • Пакеты расширения процессора и отладочные заголовки
          • Начни здесь
          • Обзор

          • PEP и отладочных заголовков
          • Требуемый список заголовков отладки
            • Таблица обязательных отладочных заголовков
            • AC162050, AC162058
            • AC162052, AC162055, AC162056, AC162057
            • AC162053, AC162054
            • AC162059, AC162070, AC162096
            • AC162060
            • AC162061
            • AC162066
            • AC162083
            • AC244023, AC244024
            • AC244028
            • AC244045
            • AC244051, AC244052, AC244061
            • AC244062
          • Необязательный список заголовков отладки
            • Список необязательных отладочных заголовков — устройства PIC12 / 16
            • Необязательный список заголовков отладки — устройства PIC18
            • Необязательный список заголовков отладки — устройства PIC24
          • Целевые следы заголовка отладки
          • Отладочные подключения заголовков
      • SEGGER J-Link
      • K2L Сетевые инструментальные решения
      • Рекомендации по проектированию средств разработки
      • Ограничения отладки — микроконтроллеры PIC
      • Инженерно-технические примечания (ETN) [[li]] Встраиваемые платформы chipKIT ™
  • Функции
    • Интеграция встроенного программного обеспечения
      • Начни здесь
      • Программирование на C
      • Программирование на языке ассемблера

      • MPASM ™
      • MPLAB® Harmony v3
        • Начни здесь
        • Библиотеки гармонии MPLAB®
        • MPLAB® Harmony Configurator (MHC)
        • Проекты и учебные пособия MPLAB Harmony
          • Периферийные библиотеки на SAM L10
          • Периферийные библиотеки с низким энергопотреблением на SAM L10
          • Периферийные библиотеки на SAM C2x
            • Начало работы с периферийными библиотеками Harmony v3
            • Приложение с низким энергопотреблением с периферийными библиотеками Harmony v3
          • Периферийные библиотеки на SAM D21
          • Периферийные библиотеки на SAM D5x / E5x
          • Периферийные библиотеки на SAM E70
          • Периферийные библиотеки на SAM L2x
            • Приложение с низким энергопотреблением с Harmony v3 с использованием периферийных библиотек

.