Содержание

журфак — это… Что такое журфак?

  • журфак — ФЖ факультет журналистики журналистика, образование и наука журфак Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • журфак — сущ., кол во синонимов: 1 • факультет (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Журфак — Координаты: 55°45′15″ с. ш. 37°36′38″ в. д …   Википедия

  • журфак — факультет журналистики …   Словарь сокращений русского языка

  • журфак — зат. «Журналистика факультеті» деген тіркестің қысқартылып қолданылуы. Ол кезде қазақ балалары иә ж у р ф а к қ а, иә юрфакқа баратын кез ғой (Ә. Тарази, Тасжарған, 339) …   Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

  • Факультет журналистики МГУ — У этого термина существуют и другие значения, см. Факультет журналистики. Координаты: 55°45′15″ с. ш. 37°36′38″ в. д. / 55.754167° с. ш …   Википедия

  • факультет — департамент, ведомство, кафедра; физфак, истфак, юрфак, мехмат, литфак, медфак, агрофак, педфак, физмат, зоофакультет, филфак, матфак, рабфак, геофак, химфак, биофак, психфак, журфак Словарь русских синонимов. факультет сущ., кол во синонимов: 26 …   Словарь синонимов

  • Факультет журналистики — В Викисловаре есть статья «журфак» Факультет журналистики Факультет журналистики Московского государственного университета Факультет …   Википедия

  • Кузовлев, Дмитрий Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кузовлев. Кузовлев Дмитрий Михайлович Дата рождения: 28 октября 1928(1928 10 28) Место рождения: деревня Кузовлево …   Википедия

  • Лисицкая, Тамара Григорьевна — Тамара Лисицкая Тамара Лісіцкая Имя при рождении …   Википедия

  • Журналистика

    Попробуйте вообразить, что в одночасье из жизни людей исчезли газеты, телевидение, интернет, радио… Проснувшись утром, уже нельзя узнать ни о каких новостях, нельзя почитать любимую рубрику в журнале, нельзя посмотреть, что любопытного появилось в интересном блоге. Кому-то, конечно, все это нужно лишь постольку-поскольку, но для большинства людей происходящее в мире и интересующих областях имеет огромную важность. И задача СМИ как раз и заключается в том, чтобы предоставлять общественности информацию во всех подробностях.

    Жизнь современного человека уже не представляется без ставших такими привычными средств массовой коммуникации. Безусловно, у каждого из нас бывают ситуации, когда хочется уехать на пару-тройку дней, повыключать все гаджеты и телефоны, отдохнуть от нескончаемого потока информации. Но, лишь возвратившись домой, мы сразу же начинаем наверстывать упущенное, узнавая обо всем, что случилось в родном городе, стране, обществе. Да и вообще – не знать о происходящих изменениях зачастую как минимум скучно.

    И именно в этом и кроется суть сложной, но очень увлекательной и интересной работы журналиста – доносить до людей то, о чем они хотят знать, и то, что они должны знать. Однако профессия журналиста – это не просто и не только сознательный выбор – это призвание. И человек, который решил связать свою жизнь с журналистикой, обязан уметь видеть в окружающей действительности важное, грамотно преподносить это, четко доносить свои мысли, заставлять общество задумываться и «включать мозг», затрагивать сердца и чувства окружающих.

    Но и навыки – это еще не все. Истинный журналист – это человек, обладающий горящим сердцем, сочувствующий другим, способный пропускать через себя все то, к чему неравнодушен, все то, о чем желает рассказать. Здесь-то и кроется великая ценность профессии журналиста, и совсем не зря ее часто называют «четвертой властью» – она с невероятнейшей силой во все времена воздействовала на сознание отдельных людей и всего общества.

    Курс, введение к которому вы в данный момент читаете, поможет вам разобраться во многих тонкостях журналистики как профессии и как призвания. Но хотим заметить, что подойдет он не каждому, ведь, как мы и сказали, чтобы быть журналистом, нужно иметь предрасположенность к этому и глубинное желание нести правду, честность и добро, словно Данко из «Старухи Изергиль» Максима Горького – герой, пожертвовавший собой ради людей и спасший их при помощи своего горящего сердца.

    Но в то же время этот курс подойдет любому, кто чувствует в себе силы становиться журналистом. Естественно, он не заменит вам получение специального образования или прохождение мастер-класса у профессионалов журналистики, но все же станет отличным подспорьем для начала и в начале наполненного событиями необычного и витиеватого журналистского пути. Для вас мы собрали наиболее важную на наш взгляд информацию, которая сделает ваше обучение журналистике интереснее и легче.

    Оглавление:

    Что такое журналистика?

    О деталях и тонкостях журналистики мы подробно поговорим в первом уроке, а здесь приведем только краткое резюме.

    Журналистика представляет собой социальный институт, целью которого является объективное и всестороннее информирование людей о социальной действительности, необходимое для надлежащего функционирования других социальных институтов и социума в целом.

    Социальная миссия журналистики состоит в управлении массовыми эмоциями и формировании общественного мнения. Функционирует же журналистика благодаря своей инфраструктуре, состоящей из разного рода учреждений: учебных, организационно-управленческих, информационных и технических.

    Журналистика понимается так же и как практика сбора и интерпретации сведений о тенденциях, явлениях и событиях современной социальной жизни в разных формах и жанрах с последующим их распространением в социальные массы. Как институт журналистику можно назвать элементом системы СМИ, и она относится к таким многофункциональным общественным институтам, как радио, телевидение, пресса и т.д.

    Однако в настоящее время все большее распространение и признание получает и журналистика в интернете, и основными ее направлениями по праву считаются копирайтинг и блоггинг.

    • Копирайтинг – одно из ответвлений журналистики. Авторы описывают информационные поводы, представляют достоверные факты и привлекают внимание читателей. Но в отличие от классической журналистики, авторы-копирайтеры создают контент для новых медиа (интернет-сайтов, журналов и прочих ресурсов) и для интернет-пользователей. И если журналисты пишут в основном для широкой публики, то копирайтеры делают это чаще всего для конкретной целевой аудитории, например, медиков, юристов, строителей, путешественников и т.д.
    • Блоггинг – его тоже можно назвать «детищем» журналистики, ведь свои корни он берет именно оттуда. Блоггингом называют регулярное написание авторами небольших статей для своих персональных сайтов – блогов. Вместе с текстами там могут размещаться мельтимедиа-файлы и изображения. Это направление отличается и тем, что авторы постоянно дают своим подписчикам обратную связь – общаются, отвечают на письма и комментарии. Плюс ко всему, блоггер может смело высказывать свое мнение по любому интересующему его вопросу, даже не являясь специалистом в соответствующей области.

    Конечно же, между журналистикой, копирайтином и блоггингом можно найти еще немало различий, но все они взаимосвязаны между собой, и рассматривать блоггинг и копирайтинг следует именно в контексте журналистики. Учитывая сегодняшнюю востребованность последней именно в интернете, и в частности копирайтинга (т.к. он более доступен простым обывателям, нежели блоггинг), в курсе мы отдельно поговорим и о нем. Пока же давайте вернемся к основной теме.

    Тонкости журналистской профессии

    Профессия журналиста – профессия творческая, и основана она на писательском профессионализме, любознательности, и, как бы непривычно это не звучало, тяге к путешествиям. Но это только одна сторона медали, ведь профессиональный журналист – это в первую очередь умелый аналитик и дотошный репортер, который способен погрузиться в нюансы любого явления или события и детально представить его людям.

    В дополнение к этому журналистская деятельность связана с остросюжетностью и даже риском, ведь «доставать» информацию порой приходится из опасных мест (кстати, именно поэтому данная профессия относится к числу наиболее опасных). Несмотря на это, востребованности журналистского ремесла можно позавидовать, т. к. занятие им позволяет всегда быть в курсе актуальных новостей, существенно расширить кругозор и посетить многие уголки нашей планеты.

    Но что же нужно, чтобы достичь успеха на поприще журналистики?

    Начать можно с таких качеств, как стремление к раскрытию тайн, способность быть в гуще событий, умение беспристрастно и честно интерпретировать события, целеустремленность и активность. Журналисту нужно уметь на интуитивном уровне чувствовать важность происходящего, быстро реагировать на любые явления окружающей действительность и сразу же мчаться на места происшествий. Поэтому людям стеснительным, робким и медлительным данная профессия подойдет вряд ли, зато личностям смекалистым и активным она придется как раз впору. Впрочем, никому не запрещается пробовать свои силы и испытывать себя на прочность, стремясь стать журналистом.

    Если же посмотреть на профессию журналиста с прагматичной позиции перспектив, то с уверенностью можно сказать, что она относится к самым востребованным не только в России, но и во всем мире. Поэтому, имея цель достичь успеха, нужно непременно работать: писать статьи, снимать хотя бы любительские репортажи, служить внештатным сотрудником в каком-нибудь из изданий, заниматься копирайтингом и т.д. и т.п. И, естественно, нужно развиваться и учиться новым вещам. Мы уверены, что у вас все получится, а наш курс пусть станет вашим путеводителем.

    Как этому научиться

    Многие уверены, что журналистика – профессия очень сложная, и чтобы стать журналистом, нужно им родиться. Учитывая специфику этой профессии и требования, которые она предъявляет к заинтересованным в ней людям, в этом есть доля правды, но это совсем не значит, что, не имея, так сказать, природных данных, журналистом стать нельзя. Журналистика, как мы уже неоднократно говорили, – это ремесло, а значит, как и любому другому ремеслу, ей можно научиться. Но интереснее то, что для этого не требуется пять лет обучаться в вузе – история знает огромное количество примеров, когда журналистами становились люди, не только не окончившие журфак, но и не имеющие высшего образования вообще.

    Овладеть соответствующими навыками вполне можно и самостоятельно: достаточно лишь следовать ряду несложных рекомендаций и использовать для обучения подходящие материалы, такие как наш курс. О рекомендациях мы скажем чуть позже, а пока поговорим о курсе.

    Наш курс по обучению журналистике состоит из двух частей: теории и практики. Теоретическая часть включает в себя информацию, которую нужно прочесть, осмыслить и усвоить. А в практической части содержатся рекомендации, советы и всевозможные журналистские приемы, которыми требуется овладеть. Как видите, все достаточно просто, но мы все-таки хотели бы обратить ваше внимание на один нюанс.

    Он заключается в том, что многие люди получают какие-то знания, но они так и не применяются в жизни, оставаясь просто теорией, пусть даже и назубок заученной. И виной тому зачастую становится именно неправильная подача материала – он преподносится так, что человек банально не понимает, как использовать то, что он успел узнать. Руководствуясь этим, мы и разработали данный курс: вы не просто получите много полезных знаний, но и научитесь безо всякого труда переносить их в практическую плоскость. И мы считаем это одним из его лучших достоинств.

    Что же касается рекомендаций, то они на удивление просты:

    • Будьте наблюдательны и проявляйте внимание к происходящим вокруг вас событиям и окружающим людям
    • Пробуйте свои силы в нескольких жанрах, чтобы понять, что получается у вас лучше всего
    • Старайтесь вырабатывать свои собственный стиль подачи информации
    • Будьте самокритичны, и стремитесь делать материалы совершенными настолько, насколько это вообще возможно
    • Отдавайте свои работы на прочтение членам семьи, друзьям, знакомым и, если есть такая возможность, специалистам, чтобы получать обратную связь и видеть ошибки
    • Не упускайте ни одной возможности практиковаться и повышать свои журналистские навыки, и уделяйте больше времени самообразованию
    • Старайтесь быть в курсе самых актуальных новостей и событий в вашем городе, а также в стране и в мире
    • Сделайте принцип «минимум теории – максимум практики» своим жизненным и профессиональным кредо
    • Начинайте проходить представленный курс уже сегодня, не откладывая на потом

    Чтобы узнать, что же интересного ждет вас на страницах курса, предлагаем познакомиться с кратким содержанием каждого из уроков, а перед этим пройти небольшой тест.

    Хотите проверить свои знания?

    Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

    Уроки журналистики

    Составляя этот курс, мы изучили и переработали достаточно большое количество информации на тему журналистики. Конечно же, включить в состав абсолютно все мы не смогли чисто физически, и сконцентрировались на самых, на наш взгляд, важных, интересных и полезных сведениях. Также мы адаптировали информацию для более легкого понимания, усвоения и практического применения уже с первых занятий.

    Курс состоит из семи уроков, каждый из которых посвящен своему элементу журналистики. Как уже и было сказано, есть в нем и теория и практика. Таким образом, следуя от урока к уроку, к концу курса вы овладеете основами журналистского дела, и будете иметь представление о том, в каком направлении развиваться.

    Урок 1. Введение в журналистику

    Чтобы иметь полноценное представление о журналистике, нужно не просто обладать общими сведениями о ней и знать какие-то ее особенности, но и четко понимать, как она появилась, что стало для этого причиной, на решение каких проблем она направлена. Также необходимо быть в курсе того, каким должен быть профессиональный журналист. Именно об этом пойдет речь в первом уроке.

    В первой части урока познакомитесь с интересными фактами из истории журналистики и основными предпосылками ее становления. Мы рассмотрим журналистику с нескольких сторон и определим основные ее трактовки. Из второй части вы узнаете о функциях журналистики и качествах успешного журналиста. Это позволит вам критически оценить себя и свой потенциал.

    Урок 2. Жанры журналистики. Интернет-журналистика и Web 2.0

    Журналистика, как и литература, поддается определенной классификации, разделяется на несколько направлений и жанров, ведь оба эти вида творчества служат для отображения действительности. Само же деление журналистики на жанры зиждется на множестве видов общественной деятельности.

    В первой части урока мы расскажем о понятии жанра в журналистике и представим разные ее типы, поговорим о ее классификации. Также мы расскажем о самых популярных журналистских направлениях, таких как фото-, теле-, радиожурналистика и т.д. Вторая часть урока посвящена интернет-журналистике и методике проектирования систем Web 2.0.

    Урок 3. Поиск информации. Написание эссе, статей и отчетов

    Любое журналистское направление связано, прежде всего, с информационным поиском – выявлением необходимых сведений из текстовых массивов. Именно с поиска данных начинается написание статей, эссе, отчетов, пресс-релизов. И тот, кто решил попробовать свои силы на поприще журналистики, сначала должен научиться ему. Третий урок начинается с основ информационного поиска (также мы предоставим ссылку на подробный материал по этой теме).

    Из второй части третьего урока вы узнаете, как правильно писать эссе и каким оно может быть, какова его структура и каких следует избегать ошибок при его написании. Далее речь пойдет о написании статей (мы представим универсальную структуру статей и предложим пошаговую инструкцию по их написанию) и журналистских отчетов (буду рассмотрены признаки, виды, структура отчетов и требования к их написанию).

    Урок 4. Написание пресс-релизов, создание репортажей, ведение колонок, интервьюирование

    Несложно догадаться, что статьями, отчетами и эссе журналистские жанры не ограничиваются. Среди других не менее популярных жанров выделяются пресс-релизы, репортажи, колонки и интервью. Четвертый урок, имеющий исключительно практическую направленность, посвящен рассмотрению этих жанров.

    Вы узнаете, какие бывают пресс-релизы и на чем основывается подготовка и написание пресс-релизов, познакомитесь с разновидностями, признаками и структурой репортажей, а также тонкостями, на которые нужно обращать внимание при их написании. Также мы расскажем, как вести свою колонку и поддерживать ее актуальность, и поговорим о нюансах подготовки, проведения и представления интервью.

    Урок 5. Редактирование текста

    Одной из наиболее важных составляющих работы журналиста и автора журналистских материалов является редактирование. Не имеет никакого значения, будет в дальнейшем проходить готовящийся к публикации материал через стороннего редактора или нет, журналист обязан сначала как можно лучше отредактировать его сам. Пятый урок будет полезен как начинающим журналистам, так и редакторам.

    В уроке мы детально расскажем о литературном редактировании и составляющих этого творческого процесса, познакомим вас с распространенными видами правки текстового материала и логическими основами редактирования. В дополнение к этому мы расскажем о самых частых ошибках при написании текстов и предложим несколько полезных сервисов для проверки своих работ.

    Урок 6. Реклама и журналистика. Лучшие формулы рекламных текстов

    Сегодня, наверное, не каждый может представить себе, насколько развито медиапространство и информационно-коммуникационные процессы. Но как раз благодаря этому журналистика самым активным образом взаимодействует с рекламой. Несмотря на то, что задачи этих областей коммуникации разнятся, функционируют они в одинаковых информационных потоках, предаваемых при помощи СМИ.

    Шестой урок носит более теоретический характер, но его важности это нисколько не умаляет, т.к. понимать, что такое рекламная журналистика, обязан каждый, кто имеет отношение к журналистике вообще. После изучения урока вы будете знать все, что нужно, об этом направлении. А в качестве бонуса мы расскажем о классификации медиатекстов и предложим вам десять эффективных формул рекламных текстов, которые вы сможете использовать в своей деятельности.

    Урок 7. Копирайтинг. Виды копирайтинга. Копирайтинг и информационный стиль

    Копирайтинг – одно из самых востребованных в наши дни направлений по написанию информационных и рекламных текстов. По сути, его можно назвать новейшей «производной» от журналистики, но значение, потенциал и перспективы данного направления не уступают, пожалуй, ни одному другому. По этой причине знать о нем должен каждый, да и для любого начинающего журналиста копирайтинг может стать неплохой отправной точкой.

    В первой части заключительного урока мы расскажем вам о копирайтинге и рерайтинге, познакомим с видами копирайтинга и побеседуем на тему того, стоит ли начинать им заниматься. А из второй части вы узнаете о стилях работы самых востребованных и высокооплачиваемых копирайтеров Рунета.

    Как проходить занятия

    Вы уже знаете, что, создавая курс, мы адаптировали его для легкого восприятия и быстрого применения знаний. Но мы не можем еще раз не указать на то, что эффективность курса будет зависеть лишь от вас. Помните, что важно не только пройти все уроки, но и незамедлительно начать использовать полученную информацию. В противном случае курс не будет иметь никакой ценности.

    Проходить же курс вы можете так, как вам удобно. Но мы рекомендуем изначально составить план, которого вы будете неукоснительно придерживаться. Здесь все зависит от вашей занятости, но можете сделать так: поставьте перед собой задачу пройти курс за две недели, выделяя на каждый урок по два дня. Если в уроке больше теории, просто перечитайте его в первый и во второй день, а если больше практики, то второй день оставьте именно на нее. Сегодня, к примеру, вы изучаете урок по написанию эссе, а завтра пишете эссе на основе полученной структуры, признаков и плана. Таким образом, уже через 14 дней у вас в голове будет неплохой багаж знаний, а за плечами – пусть и небольшой, но все же опыт.

    Обучение журналистике будет даваться легче, если вы отнесетесь к занятиям со всей серьезностью и ответственностью. Здесь нет преподавателей, которые будут постоянно подталкивать и проверять вас. Самообразование – это индивидуальная работа, основанная на самодисциплине, целеустремленности и несгибаемом намерении научиться новому и стать лучше.

    И последнее, о чем мы хотели бы сказать во введении, – это то, что нашего курса, вполне вероятно, может оказаться недостаточно, чтобы разобраться абсолютно во всех тонкостях журналистского дела. Поэтому мы предлагаем вам взять на заметку еще несколько полезных ресурсов, где можно почерпнуть знания и узнать немало важного и интересного.

    Полезные ресурсы по обучению журналистике

    Итак, прохождение нашего курса вы можете совместить с обучением на следующих ресурсах:

    • Бизнес-академия «МБА СИТИ» – ссылка на полный курс обучения журналистике «Журналист-профессионал» с возможностью дистанционного прохождения
    • onMedia – блог о журналистике, где можно найти огромное количество информации обо всем, что касается этой профессии, и ссылки на отечественные и зарубежные ресурсы по профессиональному обучению журналистике
    • IAB.ru – сайт Международной академии бизнеса, на страницах которого вы найдете хорошие курсы по разным направлениям, включая журналистику
    • Новый Репортер – онлайн-площадка, полностью посвященная новым медиа, мультимедийной коммуникации и журналистике (конкретно на этой странице можно найти пять бесплатных онлайн-курсов для медиаспециалистов)

    Любой из этих ресурсов (а также и наш проект 4BRAIN) станет для вас эффективным инструментом и незаменимым помощником на пути становления журналистом. На этой позитивной ноте вы можете переходить к курсу, но все же сделайте небольшую паузу и познакомьтесь с мыслями знаменитых и выдающихся людей о журналистике и ее значении в жизни общества.

    Цитаты известных людей о журналистике

    «Журналист – человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» — Дейм Ребекка Уэст

    «Журналист – это чистильщик улиц, работающий пером» — Наполеон

     «Журналистика – это то, что гораздо интересней сегодня, чем завтра» — Андре Жид

     «Журналистика есть искусство превращения врагов в деньги» — Крейг Браун

     «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты» — Жарко Петан

     «Журналистом может быть любой, даже я» — Фил Донахью

     «Профессия журналиста – одна из самых трудных. Журналист – одновременно и государственный деятель, и политик, и рулевой в море общественного мнения. Я с большим уважением отношусь к ним. И всегда готов внести свой вклад в решение их проблем» — Ислам Каримов

     «Лучше делать новости, чем рассказывать о них» — Уинстон Черчилль

    «Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает» — Василий Ключевский

    «Журналисты – часовые общества» — Андрей Ларухин

    Желаем вам удачи в обучении и работе!

    Сергей КрутькоКирилл Ногалес

    Факультет журналистики МГУ — Википедия

    Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова[1] — один из гуманитарных факультетов МГУ. Занимает бывший Аудиторный корпус университета в центре Москвы, напротив Манежа (дом № 9 по Моховой улице), перестроенный в 1830-е гг. по проекту Е. Д. Тюрина из городской усадьбы Пашковых («второй дом Пашкова»).

    История

    Факультет журналистики основан в 1952 году распоряжением Совета министров СССР на базе созданного в 1947 году отделения журналистики при филологическом факультете МГУ[2] и редакционно-издательского факультета Московского полиграфического института. Декан — доцент Евгений Лазаревич Худяков. На факультете были кафедры: истории, теории и практики советской печати (заведующий с 1952 года — Е. Л. Худяков), истории русской журналистики и литературы (заведующий с 1952 года — доцент Ефим Степанович Ухалов), а также редакционно-издательского дела (заведующий с 1953 года — доцент Василий Григорьевич Вдовиченко, с 1954 — доцент Александр Васильевич Западов) и стилистики русского языка (заведующий с 1952 года — профессор Константин Иакинфович Былинский)[3].

    В 1955 году создана кафедра истории зарубежной печати и литературы, заведующим стал доцент Ясен Николаевич Засурский. В 1957 году заведующим созданной кафедры русской журналистики и литературы был назначен А. В. Западов. В 1958 году появилась кафедра радиовещания и телевидения, заведующий — профессор Всеволод Николаевич Ружников.

    В 1962 году состоялись первые выборы руководителей факультетов, деканом факультета журналистики избран Е. Л. Худяков. В конце 1963 года в связи с ухудшением здоровья он был вынужден обратиться к ректору с заявлением об освобождении его от обязанностей декана[4].

    В 1965 году деканом факультета избран Я. Н. Засурский, исполнявший обязанности декана с 1964 года. В эти годы на факультете преподавали доцент Василий Васильевич Попов (заведующий кафедрой газетного дела и средств информации), профессор Дитмар Эльяшевич Розенталь (заведующий кафедрой стилистики), профессор Элеонора Анатольевна Лазаревич, Ефим Семенович Лихтенштейн, Ольга Георгиевна Панкина, Александр Львович Мишурис, профессор Энвер Гусейнович Багиров, Владимир Данилович Пельт. В 1966 году начинается издание журнала «Вестник Московского университета. Серия „Журналистика“».

    В 1968 году на факультете впервые проведён праздник посвящения в журналисты, ставший традиционным.

    Позднее создаются лаборатория по изучению функционирования печати, радио и телевидения (1969), отделение «Фотожурналистика» (1973), международное отделение (1975), кафедра литературно-художественной критики и публицистики (1977), учебно-методическое объединение государственных университетов Российской Федерации по специальности «Журналистика» (1986), кафедра экономической журналистики и рекламы (1989), кафедра социологии журналистики (1990).

    В 1970-е и 1980-е годы на факультете журналистики преподавали блестящие знатоки мировой и русской литературы, которые пользовались огромной любовью студентов. Их лекции неизменно заканчивались аплодисментами, а конспекты передавались из рук в руки. Это профессор Елизавета Петровна Кучборская, доцент Нинель Ивановна Ванникова, доцент Евгения Антоновна Привалова[5], профессор Эдуард Григорьевич Бабаев, профессор Владислав Антонович Ковалев, профессор Галина Андреевна Белая.

    Факультет журналистики поддерживал тесные связи с профессиональным сообществом: ведущие журналисты страны читали для студентов спецкурсы, участвовали в проведении вступительных экзаменов на этапе творческого конкурса, проводили гостевые лекции для студентов. Легендой журфака стали спецкурс Владимира Шахиджаняна и Школа юных журналистов (ШЮЖ), подготовившие десятки талантливых публицистов. Безусловным моральным и профессиональным авторитетом студентов телевизионного отделения стал профессор Сергей Александрович Муратов.

    В середине 1990-х годов на факультете активно развивались международные центры, в которых студенты изучают язык, СМИ и культуру других стран. Первым из них открылися Свободный российско-германский институт публицистики (1994), созданный специалистом по печати Германии профессором Галиной Федоровной Вороненковой. Затем открылись Французский колледж журналистики (1994), Центр финско-российских исследований журналистики, массовых коммуникаций и культуры (1996, директор — доцент Елена Леонидовна Вартанова).

    Деятельность

    Атриум факультета сохранил декор 1830-х гг.

    Сегодня в составе факультета работают 15 кафедр. На журфаке работают учебные теле- и радиостудия, типография. Существует лаборатория медиакультуры и коммуникации, оснащенная новейшим оборудованием.

    Обучение журналистов в МГУ базируется на принципах фундаментального университетского образования. Учебный план состоит из нескольких основных циклов: общественно-политические и филологические дисциплины, а также дисциплины специализации. В рамках общественно-политических дисциплин студенты изучают курсы отечественной и зарубежной истории, основы экономической теории, философской мысли, социальной психологии, эстетику и историю религий. Имеющий значительный удельный вес филологический фундамент образования включает изучение русской и зарубежной литературы, современного русского языка. Учебный план предусматривает также изучение двух иностранных языков.

    Ведущее направление в профессиональной подготовке журналистов занимают дисциплины специализации. Лекции и практические занятия построены таким образом, чтобы студенты освоили как теорию, так и практику журналистики и других видов массовой коммуникации, приобрели навыки практической работы в СМИ. Студенты изучают технологию и методы творческой деятельности журналиста, редакционный менеджмент и медиаэкономику, приобретают навыки подготовки журналистских текстов. В процессе учёбы студенты проходят практику сначала в учебной газете «Журналист», затем — в газетах, на радио и телевидении, в онлайн-СМИ[6].

    Политическая активность

    СССР

    21 декабря 1980 года, в день памяти Джона Леннона несколько студентов международного отделения журфака приняли участие в несанкционированном митинге памяти Леннона на Ленинских горах, за что были задержаны и провели в КПЗ несколько часов. Один из студентов предложил в своем выступлении на митинге переименовать Ленинские горы в «Леннонские».

    Летом 1988 года белая с золотом мемориальная доска Михаилу Суслову, открытая 19 ноября 1982 года[7] левее входа в здание факультета, была залита чернилами. Через некоторое время, в феврале 1989 года, доска была снята[8].

    Россия

    В ноябре 2010 года на фасаде здания факультета был размещен чёрный плакат «Кто бил Кашина?». Ответственность за это взяла на себя группа студентов «Другой журфак»[9].

    В октябре 2011 года на факультете состоялась встреча Президента России Дмитрия Медведева со студентами и активистами молодёжных движений. Как утверждали очевидцы, настоящих студентов журфака там было человек 10, остальные — активисты движений «Наши», «Молодая гвардия» и пр. Вместе с тем, студенты факультета (в частности, Вера Кичанова) пытались прорваться к Президенту, но были задержаны. На встречу с президентом пускали только по заранее оговоренным спискам, вопросы согласовывались заранее. Студенты и выпускники обратились к ректору МГУ Садовничему с открытым письмом, где негодовали, что журфак «был использован как площадка для предвыборной встречи лидера одной из партий с „подсадными утками“», предлагали «потребовать извинений от Дмитрия Медведева и гарантировать, что подобная ситуация не повторится в будущем»[10].

    С тем, чтобы исправить негативное впечатление от встречи на журфаке, Президент России провёл в январе 2012 года повторную встречу, куда были приглашены только студенты. Дмитрий Медведев около двух часов отвечал на острые вопросы. В частности, на вопрос одного из участников встречи, не опасается ли он суда и смертной казни за свои действия, если в России произойдёт революция, Дмитрий Медведев сказал, что «ничего не боится» и «за свои идеалы готов умереть»[11].

    Преподаватели

    На факультете в разные годы работали[12]:
    Дитмар Розенталь, Александр Западов, Константин Былинский, Рудольф Борецкий, Елизавета Кучборская, Всеволод Ружников, Евгений Прохоров, Сергей Муратов, Илья Толстой, Спартак Беглов, Анатолий Бочаров, Владимир Пельт, Виктория Ученова,

    Мы ждём новой журналистики от поколения, живущего с гаджетами

     

    С. КОРОЛЁВ: У микрофона Сергей Королёв. Ещё раз всем доброго вечера. С радостью представляю: у нас в гостях декан факультета журналистики МГУ имени Ломоносова, доктор филологических наук, профессор Елена Вартанова. Елена Леонидовна, здравствуйте!

    Е. ВАРТАНОВА: Здравствуйте! Добрый вечер!

    С. К.: А что такое журналистика?

    Е. В.: Журналистика, в принципе, в учебнике у нас определяется по пяти основным векторам, но для основной массы людей это, конечно, профессия. Профессия, которая позволяет создавать сравнительно объективную картину действительности, формируя актуальную повестку дня и выпуская к аудитории ту информацию, которая сегодня имеет повышенную социальную значимость.

    С. К.: Я как-то у слушателей спрашивал, тоже обсуждали роль современных средств массовой информации и вообще — что такое журналистика. И знаете, какой самый популярный был ответ? Вторая древнейшая. Вот так. Почему такое отношение?

    Е. В.: А я думаю, тут надо журналистам и на самих себя немножко посмотреть, потому что журналистика за последние 20-25 лет прошла очень много витков в своём развитии, не таких простых — пришлось подлаживаться под новую элиту экономическую, под новые политические силы. Возможно, журналистика часто забывала, что она служит для аудитории, а в общем, наверное, это было самое главное — служить аудитории, служить людям, россиянам. И вот, наверное, это и вызвало определённый скепсис по отношению к журналистике, хотя я уверена — трудности временные.

    «В том мире, где сейчас мы сталкиваемся с избытком информации, журналисты, профессиональные модераторы информационных потоков, крайне нужны»

    С. К.: В России свобода слова — это реальность?

    Е. В.: Вы знаете, мы так привыкли говорить штампами: «свобода слова», «четвёртая власть», «расследования», что мы вообще теряем какие-то вопросы, смыслы. Конечно, свобода слова существует в нашей стране, свобода слова существует в Соединённых Штатах Америки, она существует в Великобритании, но это каждый раз та свобода слова, которая встроена в конкретный политический контекст, и мы не можем принести свободу слова из России в Америку и сказать: «Вот эта — идеальная». Точно так же не можем сделать наоборот.

    С. К.: То есть у нас какая-то своя, суверенная свобода слова?

    Е. В.: Я не думаю, что суверенная. Уверена, что многие журналисты говорят что хотят, думают что хотят и аргументируют свою позицию именно своим взглядом и своими подходами. Но у нас своя журналистика, у нас своя журналистская культура, и её, конечно, трудно сравнить с какими-то другими странами. Ну, хотя бы такой пример. Только в России есть слово «публицистика», и мало в какой другой стране вас поймут, если вы начнёте говорить о публицистах. Не о тех, кто сообщает факт, свободный, отшелушенный от мнений, а о тех, кто, опираясь на факты, даёт своё понимание действительности. Поэтому ничего плохого нет в том, что мы в чём-то и не похожи на западную или азиатскую журналистику, которая тоже очень интересна.

    С. К.: Вот сейчас заканчивает свою работу — уже закончила, по сути — Государственная дума VI созыва. Много было решений принято, много критики: закон о блогерах, например, вспоминается, новостные агрегаторы — по-моему, не успели принять, но тоже обсуждали очень широко — нужно или не нужно. И самые последние новости — это антитеррористический «пакет Яровой» и, соответственно, его критика. Тут хранение по полгода личных разговоров людей, данных и так далее. Сотовые операторы уже написали открытое письмо Валентине Матвиенко, чтобы завтра этот закон не принимали. С вашей точки зрения, этот «пакет Яровой» оправдан или нет? Угрожает он нашей безопасности, нашей свободе?

    Е. В.: Нашей свободе угрожает только одно: наше нежелание быть свободными. А многие законы являются той самой рамкой, в которой общество живёт. Я бы сказала, что повышенная активность Государственной думы в сфере медийного законотворчества в последние четыре-пять лет — это процесс, который свидетельствует о меняющемся влиянии масс-медиа — или просто медиа, уже теперь индивидуализированных, — на жизнь общества. Законодатели хотят найти ответы для каких-то новых явлений, для новых вопросов. Они хотят встроить эту новую цифровую реальность — Интернет без границ, совершенно открытый свободный поток информации — в реалии современной российской жизни. И тут скорее не к ним упрёк. Вы знаете, они делают своё дело. Они должны создавать законы для тех новых явлений, которые ещё не оценены практиками. Тут скорее вопрос для всего российского общества.

    «Мы-то сами готовы говорить о том, какими правилами должна регулироваться журналистика сегодня? Само журналистское сообщество готово ставить эти вопросы и обсуждать их?»

    Если мы это не будем делать, за нас это сделают законодатели.

    С. К.: Вы согласны, что сейчас идёт гибридная война?

    Е. В.: Слово «гибридный» сегодня очень популярно, сейчас всё гибридизируется. Медиа тоже гибридные. Конечно, гибридная война, в которой вместе с оружием материальным массового поражения активно используется психологическое оружие — такая концепция вполне закономерна. Я не сказала бы, что сейчас идёт война в полном, широком смысле, что есть нападающий, обороняющийся, что мы знаем, кто противники и где поле боя, потому что я бы не стала Интернет считать полем боя. Там есть отдельные локальные проявления, но всё-таки многие исследователи говорят о появлении гибридного информационного орудия шестого поколения, где цифровые медиа и психологическое давление в виртуальной реальности обретают новые формы.

    С. К.: А вы готовите воинов информационного поля?

    Е. В.: Я думаю, что мы готовим работников информационного поля, которым иногда приходится выполнять функции обороняющихся, иногда — нападающих.  Но главная задача всё-таки не в этом, а в том, чтобы формировать повестку дня и информационный поток. Всё остальное — последствия этой деятельности.

    С. К.: А что изменилось в журналистике с 2014 года? Тогда обострились отношения с Западом после того, как Крым стал нашим, начались волнения, началась война в Донбассе. Настоящая война, а не гибридная. Что изменилось в нашей журналистике?

    Е. В.: Журналистика изменилась и стала более информационной. Например, важнейшая тенденция, отмеченная социологами, заключается в том, что за последние два года интерес к телевизионным новостям у аудитории вырос: время просмотра новостей увеличилось на 4,5 минуты в среднем для россиянина. Это довольно большая цифра. Это значит, что увеличился интерес к тому, что происходит вокруг. В журналистике, конечно, сформировался ответ, может быть, не всегда адекватный, может быть, не всегда тот, который аудитория ждёт, но журналисты стали говорить об этих злободневных проблемах всё больше, может быть, всё горячее, пытаясь объяснить, но зачастую подменяя объяснения личной позицией. Но то, что журналистика повернулась к событиям в мире, и то, что журналистика стала очищаться от развлекательности и стала заглядывать в центр геополитических баталий, — я думаю, это всем очевидно.

    С. К.: Но порой мы получали прямо противоположные новости.

    Е. В.: Да, бывало такое.

    С. К.: И это продолжается и сейчас. Мы слышим, что украинские СМИ говорят одно, российские СМИ говорят другое, западные СМИ говорят третье — и так далее. Кому доверять? Как возможно доверять в такой ситуации СМИ?

    Е. В.: Мне кажется, мы имеем хорошую политическую журналистику, я бы даже сказала, партийную журналистику. Партии нет, но партийная журналистика есть.

    С. К.: Это с советских времён?

    Е. В.: Да.

    «Журналистика всегда выступает в пользу какого-то одного взгляда»

    Это мы сегодня видим очень отчётливо.

    С. К.: Что вы имеете в виду?

    Е. В.: Я имела в виду, что наши журналисты зачастую не стремятся к объективности, которая предполагает одинаковое освещение противоположных точек зрения, равное по времени, равное по интонации. Партийная журналистика — это журналистика, которая продвигает определённую идею, и эту идею журналисты защищают.

    С. К.: Какую же идею сейчас продвигаем мы?

    Е. В.: Разные идеи. Некоторые СМИ — идею абсолютной правоты России, другие СМИ говорят об абсолютной неправоте России. На Украине мы видим абсолютно партийную журналистику, которая отрицает право России на собственную позицию. Запад зачастую нам тоже отказывает в тех аргументах, которые лежат в основе нашей позиции. Это всё представляет скорее туннельную журналистику — находящуюся в одном туннеле, не желающую раздвинуть горизонты и посмотреть на позицию достаточно широко.

    С. К.: Хорошо. А кто виноват?

    Е. В.: Никто не виноват. Это просто жизнь такая. Не надо журналистов винить. Я понимаю, что вы хотите поговорить про какое-то давление: журналистов заставляют, и они поэтому говорят так.

    С. К.: Нет. Но, подождите, может быть, журналисты патриотически настроены сами по себе?

    Е. В.: Вот я об этом и хочу вам сказать. Никто не виноват, просто журналисты в нашей стране традиционно всегда имели собственное мнение. Наша журналистика — с чего мы, в общем-то, с вами начали — всегда была публицистична. Публицистичность предполагала собственную позицию — не столько новость, сколько позиция журналиста. Не столько сухое изложение фактов, сколько личное отношение к этим фактам, поэтому наша традиция здесь чётко и проявляется. Есть журналисты, которые защищают одну позицию, есть журналисты, которые нападают на эту позицию, но это всегда не столько факт, сколько личное отношение, и это традиция. 

    С. К.: Елена Леонидовна, мы сейчас подключаемся к телевизионной студии Лайфа, к нашим коллегам, которые зададут свои вопросы. Добрый вечер!

    ВЕДУЩАЯ: Добрый вечер! Мы вас уже видим и слышим прекрасно. Я знаю, что вы обсуждаете сейчас и Брексит, и ситуацию вокруг Сирии, но всё-таки позвольте мне ненадолго от ваших глобальных международных тем к местечковой, локальной владимирской теме вас перенести ненадолго. Очень громкая история: два подростка жестоко расправились с котёнком, снимали это всё на видео, выложили. И вот сейчас очень много споров о том, должно ли телевидение, должны ли средства массовой информации это всё широко освещать? Это чернуха, которая убийственна для психики нормальных зрителей, или нужно привлекать как можно больше внимания к этой проблеме?

    Е. В.: Я считаю, что журналисты должны сами договариваться о том, как освещать случаи особой жестокости, и, конечно, этика журналистская должна в этом случае быть активно привлечена. Я уверена, что не сообщать нельзя, и я не согласна, может быть, с ведущей, что это местечковый случай. Всё-таки проблема человеческого гуманизма — это не местечковая история, хотя, конечно, случай локальный, но он вопиющий.  

    «С другой стороны, всё, что наносит психологический, эмоциональный, нравственный вред аудитории, должно журналистом очень серьёзно рассматриваться и оцениваться»

    Поэтому, наверное, обсуждение сложных проблем в журналистике необходимо, но должны быть определённые этические рамки, и мы должны хорошо знать свою аудиторию. В первую очередь — целевую аудиторию, на которую мы работаем. То, что можно сказать интеллектуалам и людям с устоявшейся психикой, наверное, нельзя сказать и даже показать подросткам. Поэтому то, что сделали подростки, на самом деле должно обсуждаться скорее психиатрами, может быть, какими-то специальными врачами, может быть, специалистами в области девиантного поведения, но вряд ли это должно быть так подробно отсмаковано на детскую аудиторию.

    В.: Конечно, да и вопрос подачи ещё. Елена Леонидовна, сегодня зоозащитники, в том числе и юристы, говорят, что одна из проблем в том, что нет у нас специального закона об обращении с животными. Я сейчас намеренно в сторону отодвигаю проблемы воспитания в школе и так далее. Как вы считаете, какова роль СМИ сейчас, какова сила их влияния на глобальные общественные процессы, формирование общественного мнения, движение каких-то законотворческих идей — мы можем влиять или всё большие силы сейчас в Интернете, у интернет-петиций, у социальных сетей, у блогов?

    Е. В.: Мы можем, должны, обязаны влиять. У журналиста есть удивительное качество: журналист — это человек, обладающий высокой степенью социальной ответственности, и я думаю, что когда мы говорим о социальной ответственности, это и есть то, что отличает журналиста от блогера, интернет-толпы или от каких-то любителей, создающих контент. Поэтому журналисты должны влиять — их всё-таки слушают, несмотря на то, что люди сомневаются иногда в журналистике или высказывают недоверие — журналист остаётся уважаемым и громкоголосым представителем общества. Уверена, что журналист в данном случае — тот, кто определяет общественное мнение. Неслучайно мы начали говорить про гибридные войны. У журналиста есть сила разрушительная и есть очень большая созидательная: поднять вопрос о здоровом образе жизни, о нравственных ценностях, поднять вопрос о доброте к животным — это совершить определённый профессиональный акт, пойти в сторону общества, чтобы общество начало обсуждать злободневные вопросы.

    С. К.: Ну что ж, мы благодарим телевизионную студию. Елена Леонидовна, мы обсуждали эту историю, действительно спорную. Мне кажется, что ещё очень важный вопрос, который должен задать себе журналист, редактор, когда он принимает решение брать любую новость: «Зачем?» Нужно уметь ответить на вопрос, зачем об этом рассказывать, зачем рассказывать именно так, как ты это делаешь. «Не навреди» — есть же такой принцип. Тем более вы говорите, что прислушиваются и что роль журналистики по-прежнему весомая.

    Е. В.: Согласна. Вопрос «не навреди» стоит, и это то, что мы всегда внушаем студентам: вы должны понимать не только принципы журналистской деятельности и базовые ценности журналистской этики, вы должны понимать и эффект, который журналист оказывает на общество. Те формы воздействия, которые журналист может оказать. Но я бы сказала, что здесь ситуация не такая простая. Вы говорите, что журналист выбирает — да, он выбирает, но не «зачем».

    «Смысл журналистики всегда — это просвещённое общество, имеющее доступ к той социально значимой информации, которая сегодня определяет его жизнь»

    Другое дело, что журналист не может манипулировать и думать: «Вот я возьму эту информацию сегодня — она более скандальная, вызовет больший интерес, более резонансная» и так далее. Здесь очень важно понимать принципы отбора социально значимой информации, и я уверена, что, если мы говорим про котёнка, то, конечно, мы говорим о воспитании детей, мы говорим о будущем России. И даже такой локальный случай очень, может быть, небольшого значения, может стать поводом для широкой дискуссии.

    С. К.: Здравствуйте!

    СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Владимир, Санкт-Петербург. У меня два маленьких вопроса. Первый: как-то так складывается, что знаменитые журналисты не заканчивают журналистские факультеты и получаются из каких-то других сфер.  

    С. К.: Хороший вопрос, да. И второй?

    С.: И второй — по поводу партийной журналистики. Здесь это звучит как-то коряво, что ли, потому что не может журналист быть партийным. Вот, например, ваш визави, ведущий.

    С. К.: Я беспартийный, если вы об этом. Елена Леонидовна, если можно, коротко попробуйте ответить.

    Е. В.: Я не буду называть фамилии известных журналистов, которые заканчивали факультеты журналистики, но их много. Хотя согласна с вами — в профессию приходят не только через журфаки, но примерно 55-60% известных журналистов, телеведущих, менеджеров медиа-компаний — выпускники московского или санкт-петербургского журфака, и здесь статистика в нашу пользу, хотя действительно можно научиться журналистике в жизни, в редакции, но без образования журналистом невозможно работать. И в этом смысле мы с вами на одной площадке. Факультет журналистики даёт то же базовое системное фундаментальное образование. Понимаю, что вам показалась «партийная журналистика» корявой формулировкой, но, к сожалению, журналисты тоже могут быть тенденциозными, и тогда они называются партийными.

    С. К.: Мы ещё должны вернуться к расследованиям, просто был вопрос слушателя. «Журналистика оказывает воздействие, но воздействие происходит с поверхности новости, а чуть глубже — и смысл меняется, а журналисту лень искать истину, и в погоне за дешёвыми сенсациями журналистика умирает». Это он, видимо, спрашивал как раз про расследования. «Почему журналисты стали намного меньше копать вглубь? Подают просто новости из официальных источников, и всё. Журналистика-то вырождается», — пишет слушатель.

    Е. В.: Журналистика на самом деле спешит не потому, что журналист ленивый. В принципе, ленивые в журналистику не идут — это профессия, которая не предполагает лежание на боку. Это профессия, которая предполагает постоянную коммуникацию, работу с источниками, завязывание новых знакомств. Журналисты не успевают, потому что появляются роботы, пишущие новости, и современные системы передачи информации, потому что пресс-релизы вытесняют журналистов, поэтому у журналистов конкурентов гораздо больше, и это вовсе не их лень. Вырождение журналистики — вопрос условный, потому что сегодня журналистика на сломе эпох: от аналога до цифры прошло несколько лет, а журналистика уже должна менять и форматы, и подходы к тому, как освещать прежде значимые темы, и способ выбора этих тем — мир-то поменялся. Поэтому на самом деле журналистика рождается сегодня — новая журналистика, цифровая. У неё разные бывают названия. Все говорят про то, что люди хотят сейчас: читать много, но в Интернете, с картинками, с видео. Возник новый формат — лонгриды, и журналисты с удовольствием пишут эти лонгриды, сопровождая текст иллюстративными материалами. Говорят о появлении разъясняющей, объяснительной журналистики, которая не столько про новости, сколько про то, как конкретные факты встраиваются в более широкое полотно жизни. Да, конечно, журналистам сложно, и те журналисты, которые приходили в профессию 20 или 30 лет назад, с трудом адаптируются. Их часто называют даже цифровыми мигрантами — мигрируют в цифровую среду и, как многие мигранты, не очень хорошо адаптируются.

    «Но мы ждём бума журналистики рождённых цифровыми детей — это молодое поколение, которое живёт с гаджетами»

    Им нужно объяснять мир посредством этих новых технологий, и они будут это делать, и они очень креативны.

    С. К.: Здравствуйте!

    С.: Здравствуйте. Леонид Алексеевич, Санкт-Петербург. Елена Леонидовна, спасибо за хороший литературный грамотный язык. Как вы считаете, как поднять уровень русского языка, владения русским языком на телевидении, радио и так далее? Потому что невозможно слушать. Раньше можно бы было по телевидению, по радио учиться литературному языку.

    С. К.: Язык-то тоже меняется. Не согласны?

    С.: Лучше, когда меняется к лучшему, да?

    С. К.: Принято.

    Е. В.: Спасибо, Леонид Алексеевич. Кстати, моего папу звали Леонид Алексеевич — я поэтому с такой теплотой услышала не только ваше имя-отчество, но и ваш вопрос. Это то, о чём мы тоже думаем. Мы собираемся проводить конференцию «Язык телевидения и радио», уже запланировали на октябрь, хотим позвать журналистов, чтобы с ними обсуждать, какие же им нужны курсы, школы повышения квалификации, что же им нужно для того, чтобы успевать повышать уровень владения языком. Я думаю, что начинать, конечно, надо со студентов. Мы заставляем студентов читать великие произведения великой русской литературы, у нас очень большой курс литературы, но самый большой по объёму предмет на факультете журналистики МГУ — это русский язык. Мы начинаем с морфологии, продолжаем в разделах «лексика», «синтаксис», доходим до литературного редактирования любого текста, и я думаю, что нужно учить журналистов. Наверное, в этом тоже ответ — зачем нужно журналистское образование. Ведь если приходят люди без журналистского образования, трудно гарантировать, что у них был фундаментальный курс русского языка. В этом смысле, наверное, надо работать со всей журналистской общественностью. Я вас уверяю, очень многие страдают от того, что они неправильно выражаются. Наверное, мы — факультеты, педагоги — должны давать больше интересных практических курсов для них. И мы вот хотим сейчас подумать над этим.

    С. К.: Какой у вас конкурс в этом году?

    Е. В.: Нам трудно сказать. На сегодняшний день мы ещё принимаем документы, и документы несут и несут. У нас рекорд этого года — приняли сегодня 110 человек, 110 заявлений. Какой конкурс сложится, сказать трудно, он у нас немножко подрастает. За последние годы мы вышли на цифру 5-6 человек на место. Но ведь у нас очень большой приём. Мы принимаем на бюджетные места в этом году 194 человека, так что шансы есть у многих.

    С. К.: А есть требования, допустим, минимальный балл по русскому языку такой-то — ЕГЭ?

    Е. В.: Все двойки, обозначенные министерством, — они и у нас двойки. Всё, что признано Министерством образования в качестве выпускного из школы, проходного положительного балла, принимается и нами. Но для того, чтобы поступить на бюджетное место, конечно, нужно довольно высокие баллы иметь: 80 и больше, хотя трудно сказать, сколько баллов потребуется в этом году — мы от абитуриентов слышим, что не удалось хорошо сдать ЕГЭ по литературе. Во многих регионах, не только в Москве, где традиционно ЕГЭ пониже, чем в других городах России, литературу сдали хуже, чем в прошлом году. Так что вполне возможно, в этом году будет балл не очень высокий.

    С. К.: А какие выводы вы сделали после скандала с творческим конкурсом в прошлом году?

    Е. В.: А у нас не было никакого скандала.

    С. К.: Но был в блогосфере, был в медиа, уж извините.

    Е. В.: Ну, в медиа был — мне просто удивительно, почему друзья, коллеги-журналисты не пришли ко мне и не спросили: «Это правда? Были ли те абитуриенты, девочки и мальчики, которых якобы кто-то запугивал политическими вопросами?»

    С. К.: Елена Леонидовна, я просто напомню, чтобы освежить память слушателей: якобы заваливали сторонников, патриотов, тех, кто за то, что Крым наш, задавали каверзные вопросы, и если человек «прокалывался» в ответах, то есть он критически не мыслил, с точки зрения экзаменаторов, то его «заваливали».

    Е. В.: С точки зрения авторов этих обвинений.

    С. К.: Нет. Я говорю то, в чём вас обвиняли. Грубо говоря, весь состав «Эха Москвы» пришёл в конкурсную комиссию на факультет журналистики и принимал творческий конкурс. Мы это так прочитали. И потом пошло-поехало: чему учат на журфаке, каких журналистов воспитывают и так далее.

    Е. В.: Есть тоже в чём упрекнуть коллег-журналистов. Никто не разобрался — у нас на самом деле был один коллега с «Эха Москвы», но у нас также в творческой комиссии, которая принимала собеседование, были представители «Радио России», «Голоса России», ВГТРК, «Российской газеты» — получается, что они-то не могли, наверное, так спрашивать?

    С. К.: Как знать?

    Е. В.: Мне трудно сказать. Конечно, за всеми не уследишь, что они говорят, но ни один документ не показал вопросов, которые были в блогосфере так остро поставлены. И, конечно, вопрос в том, почему же подхвачен был этот скандал? Мы даже думаем: может быть, это наши конкуренты?

    С. К.: Да?

    Е. В.: Да. Вопросов не было, и мы ещё раз пересмотрели все документы, все сочинения — ни в одной работе абитуриента снижения балла по политическим мотивам не было. Но, к сожалению, если появлялись работы ребят, которые, как выяснилось после анонимной проверки, имели 100 баллов по русскому языку, а ошибки были, извините, на уровне «жи», «ши» с буквой «и» и «кАрова» — то это скорее вопрос не к факультету, а к тому, кто ставит такие стобалльные ЕГЭ. Не могу сказать, что много было таких.

    С. К.: А вот творческий конкурс — это что такое? Объясните тем людям, которые не знают.

    Е. В.: Творческий конкурс — это очень специальный вид испытания: творческое сочинение, которое надо написать по типу журналистского произведения и аргументировать свою позицию, используя знания истории, литературы — те знания, которые ребята получают в средней школе.

    С. К.: Та самая публицистика?

    Е. В.: Та самая публицистика. Та самая аргументация, та самая логичность изложений и тот самый русский язык, которые нужны современному журналисту практически в совершенстве. У нас есть ещё одно очень интересное задание — мы считаем его ноу-хау и, конечно, очень гордимся им. Мы просим ребёнка выполнить редакционное задание так, как он это понимает. Мы ставим перед ним определённую тему, а дальше мы просим рассказать, как бы он написал материал на эту тему, как бы он его озаглавил, с какими экспертами поговорил, какие источники привлёк. То есть мы смотрим на то, как понимает абитуриент журналистику как профессию.

    С. К.: «Когда вы говорите: «Крым — наш», — это, видимо, ко мне — вы навязываете образ врага на самом деле», — пишет наш слушатель. Насколько обоснованный этот упрёк?

    Е. В.: Не знаю. У нас, у факультета журналистики, есть филиал — кафедра журналистики в Севастополе. Наши преподаватели много лет готовят для Севастополя журналистов.

    «В последние годы стоит очередь из самых лучших преподавателей журфака, которые хотят поехать в Крым читать лекции по литературе, русскому языку, по теории журналистики»

    Так что Крым — наш.

    С. К.: Вот и вы это произнесли. Вы сторонница ЕГЭ или скорее противница, Елена Леонидовна?

    Е. В.: Наверное, нас научный подход учит диалектичности, поэтому могу сказать, что у ЕГЭ есть очевидные плюсы — это демократизирующий экзамен. Экзамен, если он проводится по тем идеальным правилам, которые заложены в его основу, позволяет очень многим ребятам из провинции получить доступ в столичные вузы.

    «Но ЕГЭ — это выпускной экзамен из школы, и он, наверное, должен корректироваться, если мы говорим о приёме в вузы»

    Приём в вузы тем же самым инструментом, которым проверяется знание школьной программы, наверное, не вполне достаточен, и здесь МГУ и многие вузы, имеющие право на собственные испытания, идут, по-моему, по оптимальному пути: мы проверяем знания школьных предметов именно школьным инструментом — инструментом оценки школьных знаний, но зато мы профильные знания, знания, необходимые для профессии или склонности, или способности и таланты проверяем дополнительным вступительным испытанием, для нас это творческий конкурс. Наверное, в балансе ЕГЭ и собственного экзамена вуза сейчас золотая середина.

    С. К.: Нравится вам министр образования и науки Ливанов?

    Е. В.: Как человек мне он очень симпатичен.

    С. К.: А как профессионал?

    Е. В.: Вы знаете, он был неплохим ректором, и сейчас он делает тоже много полезного. Другой вопрос, что сфера образования — одна из самых деликатных в обществе: у всех есть дети, внуки, все так или иначе связаны с образованием, и мы все помним какую-то старую советскую школу и пытаемся обвинить одного человека во всех грехах, которые, может быть, присущи даже не министерству, а некоему общему срезу.

    С. К.: Очень интересен ваш взгляд изнутри — что не так с нашим образованием?

    Е. В.:  С нашим образованием, мне кажется, не так то, что мы технологизируем очень многие вещи. 

    «Цифровые технологии, технологии образования — всё это очень технично, а мы теряем то, ради чего мы живём»

    Мы живём ради будущего России, в принципе, ради наших детей, которых мы хотим видеть самостоятельными счастливыми личностями. И в этом смысле, наверное, мы недодаём им человеческих качеств. 

    С. К.: У меня неприятная новость, Елена Леонидовна — вот мы уже целый час почти говорим о том, в каком состоянии сейчас журналистика, куда будет двигаться дальше, чему учат будущих журналистов. А в министерстве профильном заявили, что журналистики как таковой в XXI веке больше не существует — это Алексей Волин, замминистра связи и массовых коммуникаций. Говорит: «Есть медиасфера, есть медиабизнес, и журналистика — это один из элементов. Нигде в вузе не научат журналистике, бросьте вы эту утопию», — говорит Алексей Волин.

    Е. В.: Алексей Константинович любит такие провокативные формулировки. Но ведь он сказал, что журналистика живёт в медиасфере и в медиакоммуникациях, и мы должны признать, что это правда. В медиакоммуникациях, кроме журналистики, есть ещё и реклама, есть ещё и музыка, которую не отнесёшь к рекламе. Ведь вы сами мне напомнили, что самые популярные наши радиостанции долгое время были музыкальными. Кино, сериалы — всё это часть медиасферы, и журналистика рядом с ними иной раз теряется. Хотя она главная, сердцевинная профессия этой самой медиасреды.

    С. К.: Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени Ломоносова, доктор филологических наук — быстро пролетел этот час, но вопросы остались. Ждём вас снова в эфире. Спасибо, Елена Леонидовна.

    Что мы ищем — Журналистика для выпускников — Medill

    Перейти к основному содержанию

    Северо-Западный университет
    Поиск

    Поиск

    Открыть меню

    • ЖурналистикаCollapseJournalism Submenu
      • Бакалавриат ЖурналистикаExpandUndergraduate Journalism Submenu
      • Журналистика 9000C
      • Submenism Подменю SpecializationsExpandSpecializations
      • Средняя школа P rogramsExpandПодменю программ средней школы
    • Подменю интегрированных маркетинговых коммуникацийExpandIntegrated Marketing Communications Submenu
    • Стоимость посещения
    • Финансовая помощь
    • Профиль класса

    Professional

  • IMC Master’s ProgramExpandIMC Professional Master’s Program Submenu
  • Сертификат бакалавриата IMCExpandIMC Undergrad Подменю сертификата uate
  • Краткие онлайн-курсы
  • Наши эксперты по коммуникациям и PR
  • Разнообразие и СМИ
  • Образование
  • Лидерство и управление СМИ
  • Маркетинг и реклама
  • Маркетинговая аналитика и исследования
  • Каналы СМИ
  • Репортажи и написание новостей
  • Политика и СМИ
  • Специальные темы
  • Технологии и инновации
  • О насExpandAbout Us Submenu
  • News Submenu
  • 2019Expand2019 Подменю
  • 92085 2018 Подменю

  • 2017Expand2017 Подменю
  • 2016Expand2016 Submenu
  • 8

  • События
  • IMC
  • Журналистика
  • Наши сотрудники
  • 2015Expand2015 Подменю
  • Раздача подарков
  • Раздача подарков
  • Подменю

    0

    0

  • 9005

  • Адъюнкт по журналистике
  • IMC
  • IMC Emeritus
  • Адъюнкт IMC
  • Подменю StaffExpandStaff
  • Наш факультет — Высшая журналистика — Medill

    Перейти к основному содержанию

    Северо-Западный университет
    Поиск

    Поиск

    Открыть меню

    • ЖурналистикаCollapseJournalism Submenu
      • Бакалавриат ЖурналистикаExpandUndergraduate Journalism Submenu
      • Журналистика 9000C
      • Submenism Подменю SpecializationsExpandSpecializations
      • High School Pro gramsExpandПодменю программ средней школы
    • Интегрированные маркетинговые коммуникацииExpandIntegrated Marketing Communications Submenu