Содержание

Менеджмент – что это за профессия, плюсы и минусы, обязанности и личные качества хорошего менеджера

Прогрессивное общество всегда будет нуждаться в управлении, из-за этого работа руководителя была и остается актуальной, перспективной. Разбираясь, менеджмент – что это за профессия, нужно представлять, что он охватывает все сферы труда, а также уровни от низшего звена до высшего руководства.

Менеджер – что это за профессия?

В России название специальности пришло в конце прошлого века и подразумевало руководство. Действительно, профессия менеджмент подразумевает управление различными финансовыми, людскими или информационными ресурсами. Это может быть работа во главе частной компании, отдела, государственной структуры. Иногда менеджер может работать удаленно, дистанционно направляя своих сотрудников.

Работа управленцем в зависимости от занимаемой должности подразумевает распределение обязанностей других сотрудников, контроль выполнения поставленных задач, составление алгоритма трудовой деятельности. Специалист данного направления должен разбираться в делопроизводстве, вести переписку, уметь общаться с людьми, настаивать на решении, мотивировать к работе.

Обязанности менеджера

Стандартное определение профессии менеджер подразумевает управление процессом производства, разработку стратегических направлений развития. Однако более пристальный взгляд показал, что работник этого профиля выполняет много других должностных обязанностей. Просмотрев список, становится понятно, что это за профессия менеджмент. Очевидно, что она отвечает за разный спектр направлений в работе организаций или учреждений:

  • прогнозирование уровня спроса и предложений;
  • планирование дальнейшей перспективы развития;
  • составление деловой документации, договоров;
  • сокращение материальных затрат;
  • расширение клиентской базы;
  • контроль за конкурентоспособностью услуг или продукции;
  • предоставление графиков, итоговых отчетов.

Личные качества менеджера

В переводе с английского management обозначает «руководство». Процессы, имеющие место на предприятиях, в учреждениях требуют постоянного контроля и регулирования. В связи с этим менеджеру следует быть прирожденным лидером, пользоваться непререкаемым авторитетом в глазах подчиненных. Его работа не просто командовать, но самому обладать теми навыками, которые он требует от других. Профессионал умеет правильно донести свою идею, мотивировать на выполнение задачи, всегда контролировать качество их выполнения. Его влияние должно распространяться на каждого в коллективе.

Плюсы и минусы менеджмента

Как любая должность, управление бизнесом имеет отрицательные и положительные аспекты. С повышением опыта минусы начинают сглаживаться, появляется устойчивость к стрессам, раскрываются все перспективы должности менеджера. Итак, к плюсам можно отнести:

  • хорошие перспективы роста по карьерной лестнице;
  • возможность работать в разных сферах;
  • общение с интересными людьми;
  • стабильный рост зарплаты;
  • налаживание полезных связей.

Должность менеджера имеет следующие недостатки:

  • высокая конкуренция;
  • первоначально низкий оклад;
  • большая ответственность;
  • стресс из-за высокого темпа работы;
  • монотонность.

Уровни менеджмента

Должностная иерархия разделяет представителей отрасли на такие слои:

  1. Низший. В работу первых входит не только планирование или контроль, но и непосредственное участие в работе подразделения, выполнение функций исполнителя.
  2. Средний. Специалисты среднего звена организуют, контролируют работу финансовых, рекламных отделов.
  3. Высший. К главному руководству компании относятся менеджеры высшего звена. Это прежде всего председатель совета директоров, финансовый, коммерческий, исполнительный директор. Ими осуществляется работа управленцем организации, принимаются окончательные решения.

Виды менеджмента

Данную область можно структурировать по объекту работу. Здесь речь идет об управлении определенной сферой деятельности. Большая сложность и разноплановость управленческой работы позволяет выделить всего около 80 видов отраслей управления. В зависимости от функциональной принадлежности выделяют основные виды:

  • финансовый менеджмент;
  • персональный менеджмент;
  • производственный менеджмент;
  • стратегический менеджмент;
  • экологический менеджмент;
  • международный менеджмент.

Востребованность профессии менеджер

Специалисты этой сферы всегда будут необходимы, потому что управление предприятием нельзя представить без грамотного руководителя. В любой структуре появляются люди, которые умеют вовлекать в производство, планировать, осуществлять контроль. Современный в наши дни инновационный менеджмент очень популярен, так как предполагает системный подход к работе руководителя, объединяющий контролирующие функции с непосредственной организацией технологического процесса. Самые распространенные направления:

  • торговля;
  • финансовые учреждения;
  • маркетинговые, рекламные кампании;
  • государственные службы;
  • строительные фирмы;
  • транспортные управления;
  • сельскохозяйственный комплекс;
  • туристическая сфера.

Зарплата менеджера

Доход работника напрямую зависит от отрасли и региона. Выяснив менеджмент – что это за профессия понятно, что за одинаковую работу платят разный оклад в зависимости от стажа, опыта специалиста. Управленец, отличающийся повышенной работоспособностью, будет получать дополнительные бонусы, премии. При прохождении разных уровней профессии денежные выплаты увеличиваются. О том, сколько получает менеджер, можно судить по следующим цифрам:

  • стажер первого года получает от $300-600;
  • специалист с большим стажем $1,2-1,5 тыс.;
  • представитель высшего звена иногда имеет неограниченный доход.

Как стать менеджером?

Диплом высшего учебного учреждения необходим для работы менеджером. Предпочтение будет отдаваться выпускнику, получившему специализацию, которая соответствует профилю организации, где ему предстоит трудиться. Практика показала, что представители ряда смежных профессий могут рассчитывать на работу менеджером:

  • социологи;
  • маркетологи;
  • психологи;
  • логисты.

Освоить востребованную специальность возможно в технических или гуманитарных институтах. Популярность направления привело к тому, что факультеты менеджмента есть практически во всех ВУЗах страны. Претендовать на трудоустройство могут обладатели дипломов о дополнительном образовании по рекламе, маркетингу, психологии, управлению кадрами.

Где учиться менеджменту?

Получить соответствующее образование можно в учебных заведениях промышленного или гуманитарного направления. При наличии высшего образования обучение менеджменту можно пройти на специальных курсах в институтах управления. Выпускник инженерных факультетов с опытом работы в дальнейшем может претендовать на должность коммерческого директора промышленного предприятия. Выпускники образовательных организаций получают дипломы единого стандарта, позволяющие получить работу на территории России и в странах Европы.

Самые популярные среди абитуриентов ВУЗы с бюджетными местами:

  • Московский государственный технический университет имени Баумана;
  • Высшая школа экономики;
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет;
  • Южный федеральный университет;
  • Финансовый университет при Правительстве РФ.

 

Менеджмент – важная профессия в мире современного бизнеса.

Содержание статьи:

1. Что за профессия – менеджмент?
2. Что должен знать и уметь менеджер?
3. Обязательные науки для менеджера.
4. Заключение.

Менеджмент – активно развивающаяся специальность

Менеджмент как наука пришел к нам с Запада и продолжает активно развиваться до сих пор. Менеджеры теперь есть на каждом предприятии, и без них не обходится ни одна фирма. Что же это за профессия – менеджмент? Об этом мы подробно расскажем в этой статье.
Если провести параллель между профессией менеджера и владельцем собственного бизнеса, разница будет лишь в полномочиях. Обязанности же будут одинаковыми. Поэтому мы считаем, что любой собственник фирмы должен быть хорошим менеджером. А если это имеется, то и в остальном придет успех.

Что это за профессия – менеджмент?

Само слово менеджмент происходит от английского “manage”, т.е. управлять. Эта наука достаточно многогранна и необъятна. Ведь для того, чтобы управлять предприятием, необходимо знать о нем буквально все: как формируется фирма и как правильно приостановить ее работу, как она функционирует, что делает ее работу продуктивной, а что делает ее деструктивной и многое другое.

menedgment-chto-za-professia-2

На практике же, менеджер – это обычный начальник среднего звена. В его подчинении обычно находится отдел предприятия или его часть. В обязанности менеджера входит:

анализ работы организации;
планирование мероприятий по усовершенствованию работы фирмы;
внедрение разработанных программ;
контроль за их корректным исполнением.
Все эти задачи несут собой одну главную цель – повысить продуктивность фирмы. Менеджер каждого отдела должен понять, как усовершенствование работы его подчиненных может этому помочь.

[warning]Советуем прочитать следующие статьи:

“SMM специалист – Профессия будущего”
“Администратор паблика или группы – новый специалист на рынке труда”
“Удаленные профессии или работа на дому – путь к свободе”
“Копирайтинг – с чего начать? Основы копирайтинга.”[/warning]

Что должен знать и уметь менеджер?

По сути, менеджер должен уметь все. Ведь его задача – оттолкнуться от общего к частному, а для этого нужно понимать, как устроена фирма и чего ей не хватает для еще более успешной работы. Как только недочеты обнаружены, необходимо их устранить с учетом своих полномочий.
Менеджер должен прекрасно знать работу своих подчиненных. Поэтому во многих организациях кандидатам на должность управленца предлагают поработать некоторое время на месте обычного рабочего.
Менеджмент. Конечно же, менеджер должен быть специалистом в этом области, в первую очередь. Эта наука изучает методы управления людьми. Это уже испытанные и проверенные временем приемы, которые позволяют сотням фирм работать продуктивно.
Например, ранние методы менеджмента не воспринимали человека, как ресурс предприятия. Люди работали за низкую оплату, в плохих условиях и это было нормой.

menedgment-chto-za-professia-3

Теперь же современный менеджмент рассматривает работников, как самый главный его ресурс. Причем это делается не из гуманных соображений, а по расчету. Ведь в комфортных условиях каждый работник работает лучше, а от того и общая эффективность фирмы повышается. Поэтому передовые фирмы активно работают над сплочением коллектива и создают для него благоприятную атмосферу. Этим и занимаются управленцы. Теперь вы знаете, что эта профессия – менеджер. Идем дальше.

Обязательные науки для менеджера

Психология. Так как на плечи менеджера ложится нелегкая задача по управлению людьми, то, менеджер должен быть прекрасным психологом. Этот навык позволяет изучить коллектив от и до, воздействовать на него правильными и обдуманными методами, маневрировать между нуждами фирмы и потребностями подчиненных, находить между этим золотую середину.
Логистика. Менеджеру обязательно нужно разбираться в логистике. Эта наука позволяет добиться эффективной работы фирмы с минимальными затратами. Согласитесь, к этому стремится каждый владелец бизнеса – минимизировать все расходы таким образом, чтобы качество работы оставалось высоким.
Экономика. Менеджеру не обойтись без знаний в экономике и бухгалтерии. Ведь повышать эффективность работы фирмы нужно лишь по одной причине – с целью роста прибыли. И для того, чтобы прийти к каким-то выводам, нужно их обосновать в цифрах. Более того, внешние факторы тоже влияют на работу предприятия. Поэтому полезны знания и в микроэкономике (экономике предприятия), и в макроэкономике (экономике страны и мира).
Маркетинг. Все предприятия что-то продают, поэтому менеджеру нужно задумываться и о потребителе. Где бы он ни работал: бухгалтерский отдел, планирования, IT и любой другой, – важно уметь понимать и слышать потенциального клиента. Для этого менеджер должен разбираться и в маркетинге.

Заключение

Менеджер должен видеть пути решения возникших и назревающих проблем, непрерывно заниматься развитием фирмы, внося в нее свой вклад. Этим должен заниматься и любой владелец бизнеса. Поэтому в рамках темы проекта «Анатомия Бизнеса» мы рекомендуем вам постоянно работать над собой и нарабатывать полезные навыки, формируя в себе хорошего менеджера. И тогда ваш бизнес будет процветать!

С уважением проект Анатомия Бизнеса

Рубрики:

  • Познавательно

1 декабря, 2014 11:43 пп

Если Вам понравился опубликованный материал – поделитесь им с Вашими друзьями:

Рекомендуемые статьи:

Универсальная специальность – менеджмент! Кем работать и как стать успешным руководителем?

Содержание статьи:

Видео: Руководство-это профессия!
1. Кто такой менеджер?
2. 13 сфер для работы менеджером!
3. Как будет развиваться эта профессия?

Поиск своего призвания – неотъемлемая часть жизни. При существующем многообразии профессий, с проблемой выбора, сталкивается каждый из нас. Ведь хочется, чтобы все «пазлы» сошлись – и работа была по душе, и были определенные способности к ней, и чтобы приносила реальный доход.

На сегодняшний день, рынок труда показывает, что наиболее востребованной, является профессия менеджера. Актуальность такого рода деятельности заключается в ее многогранности. Выпускники специальности «Менеджмент» получают комплекс фундаментальных знаний, умений и практических навыков в разных сферах, в частности в экономике, маркетинге, рекламе и т.д. Более того, в толковом управленце нуждается любая кампания, ориентированная на активное развитие бизнеса. Отсюда следует мораль: спрос на эффективных менеджеров будет всегда.

Несмотря на то, что все профессии нужны, все профессии важны, сегодня речь пойдет о специальности «Менеджмент». Кем работать, будучи менеджером? Ответ Вы найдете на этой странице!

Менеджер нового поколения. Кто он?

Вызовы нового тысячелетия, обусловленные глобализацией и интеграцией, предъявляют новые требования к менеджеру как специалисту и человеку, в частности, к его способу мышления, навыкам и профессиональным качествам.

Менеджер XXI века должен совмещать в себе несколько ролей:menedzhment-kem-rabotat-11

  1. Управляющий – занимается разработкой стратегии предприятия, делегирует полномочия, ставит конкретные задачи сотрудникам и вовлекает их в совместное принятие решений.
  2. Лидер – ведет за собой, вдохновляет, придает уверенности, заряжает команду оптимизмом и энтузиазмом.
  3. Коучер – возбуждает интерес, поощряет генерацию новых идей, помогает раскрыть потенциал, содействует личностному росту коллег.
  4. Дипломат – устанавливает деловые контакты, заключает сделки, играет роль медиатора и посредника.
  5. Новатор – в совершенстве владеет IT-технологиями и способен внедрить их в производство.
  6. Предприниматель – ищет возможности повышения прибыли компании и не боится обоснованного риска.
  7. Личность – образованный, имеет широкий кругозор, обладающий организаторскими способностями и моральными качествами.

Рассмотрев современные черты менеджера можно прийти к выводу, что сейчас общество нуждается в компетентных и креативных менеджерах-лидерах, способных продуктивно работать в динамичной бизнес-среде.

[warning]Также рекомендуем ознакомиться с материалами:

“Факторы успешного управления организацией: цели менеджмента!”
“Цели организации в менеджменте: достижение поставленных результатов!”
“Основные принципы менеджмента: от теории к практике!”
“Менеджер по маркетингу: обязанности профессионального руководителя!”
“Виды менеджмента и их характеристика!” [/warning]

Менеджмент: кем работать с соответствующим дипломом?

В процессе формирования и развития, менеджмент разделился на функциональные виды деятельности. Они объединены общими задачами, реализация которых необходима для достижения целей организации.menedzhment-kem-rabotat-2

Разберем основные направления менеджмента и, по совместительству, должности, которые может занимать специалист-управленец.

Итак, менеджмент, кем работать?

  1. В сфере маркетинга.

В обязанности маркетолога входит исследование рынка, модернизация старого и разработка нового продукта/услуги, формирование ценовой политики, продвижение товара.

Например, вакансия BTL-менеджера для тех, кто желает организовывать рекламные акции в местах продаж для продвижения торговой марки.

Бренд-менеджер отвечает за раскрутку, позиционирование и узнаваемость одной или ряда торговых марок доступными методами. Для этого необходимо обладать широкими знаниями и творческой жилкой.

Профессия менеджера по продажам широко применяется в сфере оптовой торговли. Основная задача специалиста – выполнения плана продаж. Весьма популярный нынче род занятий, поскольку от качественной работы менеджера зависит не только организация сбыта конкретного продукта, а и расширение клиентской базы и поддержания отношений с текущими партнерами.

menedzhment-kem-rabotat-3

  1. Интеренет-менеджмент.

Social Media Marketing – специалист по продвижению продукта с помощью социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Гугл, Яндекс и т.д. ).

Кроме того SMM-менеджер налаживает коммуникации с пользователями сети Интернет, проводит анализ конкурентов, управляет проектами.

Следует отметить, что профессия предполагает карьерный рост. Начав работать администратором группы на определенной платформе, поднабравшись опыта можно открыть и свое SMM –агентство.

Должность менеджер интернет-проекта заинтересует всех, кто на «ты» с современными интернет-технологиями. Профессия считается очень перспективной, а также предоставляет безграничные возможности для реализации творческих идей. Обязанности заключаются в создании, администрировании, развитии и продвижении веб-сайтов.

  1. Антикризисный менеджмент.

Антикризисный менеджер, он же экономист-управленец, проводит анализ бизнес-процессов, на основе которого формирует комплекс мероприятий, направленных на восстановление организации в условиях кризиса с минимальными потерями.

Арбитражный управляющий также занимается антикризисным управлением. Но назначается арбитражным судом, и в зависимости от случая банкротства, помогает заемщику погасить задолженность перед кредитором.

  1. Мотивационный менеджмент.

Бизнес-тренер отвечает за обучение и развитие персонала компании. При помощи специальных методик, помогает раскрыть потенциал сотрудников, что благоприятно сказывается на конкретной организации.

  1. Менеджмент недвижимости.

Профессия девелопмент-менеджера на постсоветском пространстве более знакома нам как застройщик. Деятельность такого менеджера по развитию бизнеса направлена на получение прибыли от создания и реализации объектов недвижимости.

  1. PR-менеджмент.Five Businesspeople at Office Party

Должность ивент-менеджера подойдет тем, кто умеет организовывать мероприятия. Всевозможные события для клиентов, партнеров и сотрудников проводятся с целью продвижения продукта или поддержания корпоративной культуры.

  1. Инновационный менеджмент.

Профессия инновационного менеджера очень актуальна, поскольку внедрение инновационных технологий в производство отражается на доходности продукта.

Менеджер решает задачи разного рода, от исследования рынка на предмет необходимости новой услуги, технологии или продукта до заключения договоров с поставщиками.

  1. Кадровый менеджмент.

HR-менеджер, более известен как менеджер по персоналу. Такой специалист выполняет задачи по рекрутингу, собственно подбору персонала; ведет кадровую документацию и составляет планы по обучению сотрудников организации.menedzhment-kem-rabotat-13

Хед-хантер выполняет качественный поиск успешных специалистов. Это может быть и переманивание конкретного руководителя или топ-менеджера в другую компанию. Даная вакансия является одной из самых высокооплачиваемых.

  1. Международный менеджмент.

Человек, который хочет работать международным менеджером должен знать иностранный язык и законодательство той страны, в которой намерен развивать рынок. И, безусловно, понимать культурные особенности и менталитет зарубежных партнеров. Успех деятельности напрямую будет зависеть от уровня интеллекта и эрудированности.

  1. Кволити менеджмент.

Менеджер по качеству ответственен за введение новых методов работы, которые будут способствовать улучшению качества управления, что в свою очередь важно для содействия по повышению качества продукции.

  1. Менеджмент туристической индустрии и гостинично-ресторанного бизнеса.

В индустрии развлечений особо выделяются такие профессии как менеджер по туризму и гостиничному делу. Круг обязанностей зависит от того, где работает менеджер.menedzhment-kem-rabotat-45

Зачастую, должностные обязанности менеджера по туризму устанавливаются в соответствии с направлением деятельности и специализации: кто-то отвечает за бронирование билетов, кто-то работает с клиентами, кто-то оформляет визу и т.д. Хотя бывают универсалы, которые могут сами организовать поездку клиенту от А до Я.

Менеджер ресторана или отеля отвечает за слаженность и качество исполнения работы всей команды. Его функции заключаются в распределении заданий между коллегами, контроле над их исполнением, согласовании деятельности смежных служб. Познать особенности работы менеджера в индустрии туризма и гостеприимности можно в процессе практики.

  1. Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджер – человек, который управляет финансовыми ресурсами компании для увеличения прибыли. В компетентных менеджерах нуждаются многие предприятия, так что работу по специальности будет найти не сложно.

  1. Транспортный менеджмент.

Профессия транспортного логиста заключается в обеспечении рационального перемещения грузов. Логист выбирает, каким видом транспорта будет осуществляться перемещение груза, по какому маршруту. Специалист должен обладать аналитическим складом ума, поскольку того требует специфика профессии.menedzhment-kem-rabotat-34

Перспективы развития профессии

Все руководители заинтересованы в успехе своего бизнеса, а работа управленца как раз ориентирована на развитие и достижение максимальной прибыли предприятия. Ценность квалифицированных сотрудников заключается в придании чего-то нового конкретной организации, ввиду своего уникального опыта, подходов, связей.

Диапазон выполняемых функций менеджера очень обширный, это придает профессии востребованности. В нынешнее время на рынке труда часто появляются новые специальности, поэтому очень важно выбрать направление деятельности. Благодаря чему можно будет подстраиваться под новые запросы работодателей.

Мы привели перечень популярных профессий по специальности менеджмент. Кем работать? Выбор только за Вами!

С уважением проект Анатомия Бизнеса

Рубрики:

  • Продажи и Маркетинг

31 марта, 2015 10:47 дп

Если Вам понравился опубликованный материал – поделитесь им с Вашими друзьями:

Рекомендуемые статьи:

Что за профессия менеджмент? — Блог о здоровье, отношениях и саморазвитии

Менеджмент

Профессия менеджмент появилась относительно недавно, в конце XIX века, но, тем не менее, сразу завоевала популярность и стала востребованной у работодателей. Неудивительно, ведь сейчас, когда на рынке так много конкурирующих фирм. Успешное функционирование и конкурентоспособность любой из них зависит именно от грамотных менеджеров.

Виды менеджмента:

Спектр возможностей для работы современного менеджера очень велик. Вот список основных направлений в профессии менеджмент в зависимости от полномочий:

  1. PR-менеджер – занимается связью предприятия с его целевой аудиторией, осуществляя рекламные кампании;
  2. Менеджер по продажам – связывает покупателя непосредственно с производителем товара;
  3. HR-менеджер – руководит набором подходящего персонала в компанию;
  4. Менеджер по закупкам – ищет поставщиков для предприятия;
  5. Бренд-менеджер – осуществляет продвижение товаров определенной марки на рынке и т.д.

Обязанности менеджмента

Вне зависимости от специализации, существует некоторый круг обязанностей менеджера, куда входит:

  1. Осуществление управления деятельностью внутри предприятия.
  2. Контроль и реализация бизнес-планов и целей компании.
  3. Стимулирование сбыта товаров, максимизация прибыли.
  4. Решение вопросов и регулирование конфликтов внутри предприятия.
  5. Руководство рабочим процессом.
  6. Составление письменных отчетов о работе организации.

Личностные качества

Для успешной работы в профессии менеджмент человек должен обладать рядом качеств, которые помогут ему в выполнении обязанностей и росте карьеры. К таким качествам относятся:

  1. Коммуникабельность. Основная суть данной профессии – это взаимодействие с людьми.
  2. Уверенность в себе. Должность требует принятия самостоятельных решений.
  3. Настойчивость. Менеджеру необходимо уметь предъявлять требования своим подчиненным.
  4. Гибкость и мобильность. Специалисту в сфере управления необходимо уметь подстраиваться под обстоятельства, не изменяя при этом целей и планов предприятия.
  5. Инициативность. Очень важно быть заинтересованным в работе, выдвигать альтернативные варианты и реализовывать новые идеи.

Профессия менеджмент действительно пользуется огромным спросом у предпринимателей и владельцев организаций, однако, стоит учитывать, что на сегодняшний день именно эта специальность является одной из самых популярных, что влечет за собой огромную конкуренцию в сфере менеджмента. Поэтому, чтобы стать успешным менеджером, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и качества характера, а так же быть открытым к новым знаниям.

Интересное:

Как организовать празднование Нового года для детей в детском саду и дома?

Рекомендации по выбору офисной мебели

Какой подарок подарить маме на день рождения?

Менеджмент: кем можно работать

После завершения учёбы в школе или ещё раньше перед учениками стоит непростая задача – выбрать дальнейшее направление обучения и профессию. Современный рынок труда предлагает широчайший выбор профессий. Как не ошибиться в выборе? Ведь будущая профессия должна быть по душе, у лица должны быть требуемые способности, а работа – быть хорошо оплачиваемой.

Одной из специальностей в ВУЗах, на которую многие обращают внимание, является «Менеджмент». Под ней студенты понимают теоретические и практические знания в маркетинге, экономике, рекламе и прочих сферах. Каждая компания нуждается в хорошем управленце, а высокая квалификация специалиста является гарантией успешного развития бизнеса. Вывод прост – эффективные менеджеры всегда будут цениться. Давайте подробно рассмотрим, кем может работать специалист в области «Менеджмент».

Кто такие менеджеры нового поколения?

Последние тенденции – это интеграция и глобализация, в результате к менеджеру выдвигаются особые требования. Например, это относится к навыкам, мышлению и профессиональным качествам. В результате менеджер должен иметь возможность выполнять такие роли:

  • Управляющий – разрабатывает стратегию компании, ставит определённые задачи перед работниками, делегирует свои полномочия, а также вовлекает весь штат в совместное принятие решения.
  • Коучер – старается развить интерес, создавать новые идеи, направляет усилия на помощь в личностном росте коллег и помогает раскрыть весь потенциал сотрудников.
  • Новатор – обладает полным познанием в сфере информационных технологий и знает, как их внедрит в производственную сферу.
  • Личность – имеет обширным кругозором, необходимыми моральными качествами и способностями организатора.
  • Лидер – может повести за собой, вдохновить в команду энтузиазм и оптимизм, придаёт другим сотрудникам уверенность.
  • Дипломат – может устанавливать деловые контакты, подписывать договоры на выгодных условиях и выступать в роли посредника.
  • Предприниматель – находит возможности повышать прибыльность организации, с готовностью идёт на обоснованный риск.
  • Наличие тех или иных качеств подскажет, кем работать выпускнику по специальности «Менеджмент».

    Менеджмент: кем можно работать при наличии соответствующего диплома?

    При развитии и формировании профессий появились различные направления деятельности в менеджменте. У них общие задачи, решение которых посодействует реализации целей компании.

    Рассмотрим, кем может работать специалист менеджмент организаций:

    1.      Интернет-менеджмент.

    Social Media Marketing – это эксперт в области продвижения продукции посредством соцсетей. К тому же в задачи специалиста входит построение диалога с пользователями Сети, анализ конкурентов компании и управлением проектами. Ожидается, что SMM-менеджер будет иметь карьерный рост. Обычно первым этапом является работа в качестве администратора группы на какой-то платформе, после этого он набирает опыт и в будущем может открыть собственное SMM-агентство.

    Должность менеджер интернет-проекта может заинтересовать тех, кто хорошо разбирается в передовых интернет-технологиях. Данное направление имеет огромный потенциал, он открывает широкие возможности для творчества. В обязанности специалиста обычно входит формирование, администрирование, развитие и продвижение сайтов.

    2.      Маркетинг.

    Маркетологи исследуют рынки, обновляют предлагаемые товары и разрабатывают новые, разрабатывают ценовую политику и рекламные кампании.

    К примеру, должность менеджера BTL станет идеальной для желающих придумывать всевозможные рекламные акции для определённой торговой марки.

    Менеджеры по продажам активно пользуются спросом в области оптовой торговли. Главная их задача – выполнить план продаж.

    Бренд-менеджер работает над раскруткой, узнаваемостью и позиционированием торговых марок различными способами. Сделать это можно лишь при наличии творческих способностей и определённых знаний.

    Как видно, менеджеры сегодня весьма востребованы на рынке труда. От них зависит организация продаж товара, клиентская база и отношения с партнёрами.

    3.      Мотивационный менеджмент.

    Таких специалистов также называют бизнес-тренерами, они обучают персонал организации и содействуют развитию сотрудников. Особые методики направлены на раскрытие потенциала персонала компании и помогают ей оставаться успешной.

    4.      PR-менеджмент.

    Отвечает за организацию мероприятий. Это могут быть самые разные события в жизни клиентов, сотрудников и партнёров компании. Специалист этой области поддерживает корпоративную культуру и продвигает продукцию.

    5.      Кадровый менеджмент.

    HR-менеджер отвечает за персонал. Он ищет подходящие для компании кадры, ведёт соответствующую документацию и разрабатывает планы по обучению действующих и будущих сотрудников фирмы.

    6.      Кволити менеджмент.

    Специалист по качеству отвечает за введение передовых способов работы, направленных на повышение эффективности управления. Это помогает улучшить качество продукции.

    7.      Антикризисный менеджмент.

    Экономист-управленец, который анализирует бизнес-процессы, разрабатывает перечень мероприятий, которые направлены на восстановление организации в кризисный период с самыми низкими потерями.

    Арбитражный менеджер решает подобные задачи, однако его назначает арбитражный суд. Заёмщик получает от него помощь в погашении долгов перед кредитором.

    Это лишь некоторые профессии, в которых может работать выпускник специальности менеджмент.

    Перспективы профессии

    Каждый руководитель заинтересован в процветании собственного бизнеса. На достижение такой цели и направлен управленец, специалист в этой области поможет повысить прибыльность организации. Благодаря ему компания приобретает новые подходы, ценный опыт и связи.

    Менеджер может выполнять самые разные функции, что дополнительно повышает востребованность специалиста. Сегодня на рынке труда время от времени появляются новые специальности. Менеджеру приходится быть гибким, чтобы отвечать новым запросам работодателей.

    Размышляете о будущей профессии? Обратите пристальное внимание на профессию бизнес-информатика востребованность которой в настоящий момент невероятно велика.

    Другие статьи на нашем сайте

    Международный менеджмент – что это такое?

    Сейчас практически во всех ВУЗах, вне зависимости от их направленности, есть факультеты менеджмента. Многие абитуриенты выбирают именно данную сферу в процессе своего обучения, не всегда отчетливо понимая, что она собой представляет. Это объясняется тем, что слова «менеджер», «международный менеджмент» и прочие в последние годы встречаются все чаще. Именно поэтому стоит разобраться в понятиях и в том, какую пользу эти знания могут приносить развивающемуся бизнесу.

    Что такое менеджмент

    Если говорить об определении, то менеджмент – это специфический и самостоятельный вид деятельности. Он направлен на достижение какой-то конкретной цели в определенной сфере деятельности, которое происходит за счет непосредственного использования определенных трудовых и материальных ресурсов с учетом установленных принципов, методов и функций менеджмента. Конечно, в силу того, что сейчас практически каждый четвертый работник именуется «менеджер такой-то», становится очень непросто понять, что вообще это за профессия, и как она соотносится с международным менеджментом. Раскрывая ее смысл, важно знать, что в само определение понятия «менеджмент» входят:

    1. Маркетинг и прогнозирование, изучение рынка (в частности, потребления и спроса).

    2. Производство того или иного вида продукции с минимальными затратами, но с максимальными доходами.

    3. Непосредственное управление персоналом.

    Особенности международного менеджмента

    В этом случае не так уж и сложно понять, что международный менеджмент – это более сложный вид менеджмента. И его главная цель – формирование конкурентоспособной, развивающейся фирмы за счет того, что ее бизнес будет существовать в различных странах. Именно поэтому здесь важно учитывать определенные социальные, экономические, психологические, демографические и даже культурные особенности тех стран, с которыми взаимодействует фирма.

    Естественно, что международный менеджмент имеет свою специфику и определенные особенности. Итак, стоит отметить, что его структура охватывает пять сфер управления фирменным бизнесом:

    1. Необходимость исследования, анализа и оценки внешней бизнес-среды и внутренней среды организации.

    2. Коммуникативные процессы и непосредственное принятие решений.

    3. Осуществление базовых функций управления (планирование, мотивация, организация, контроль и координация).

    4. Работа над групповой динамикой и особенностями руководства.

    5. Вопросы эффективности деятельности фирмы (работа с персоналом, производством, непосредственный маркетинг и управление производством в целом).

    Следовательно, международный менеджмент предполагает особенные умения, знания и навыки. Можно сказать, что это значительно более сложное понятие, чем просто «менеджмент». И, вместе с этим, именно структура определяет международный менеджмент и его главную особенность – необходимость использовать те преимущества и возможности в контексте деловой активности, которые будут эффективны в непосредственном взаимодействии стран и продвижении бизнеса.

    Нельзя не сказать о том, что представители подобной сферы деятельности должны обладать неоспоримой логикой. Работать в сфере международного менеджмента могут не только те, кто обладает определенными теоретическими знаниями и умениями. Это должны быть люди, которые будут соответствовать непосредственной структуре международного менеджмента, умея корректно работать во всех пяти сферах, которые он предполагает. И во многом эти умения обусловлены индивидуальными психологическими особенностями личности. Поэтому подходить к выбору специальности, которая позволит впоследствии занимать должность международного менеджера, следует обдуманно и взвешенно.

    Менеджмент как профессия

    За несколько десятилетий такие факторы, как рост размера бизнес-единицы, отделение собственности от менеджмента, растущая конкуренция и т. Д., Привели к увеличению спроса на профессионально квалифицированных менеджеров. Задача менеджера была довольно специализированной. В результате этих разработок менеджмент достиг стадии, когда все должно управляться профессионально.

    Профессия может быть определена как занятие, требующее специальных знаний и интенсивной академической подготовки, доступ к которой регулируется представительным органом.Основы профессии:

    1. Специализированные знания — Профессия должна обладать систематическим набором знаний, которые можно использовать для развития профессионалов. Каждый профессионал должен прилагать целенаправленные усилия для приобретения опыта в принципах и методах. Точно так же менеджер должен обладать преданностью и вовлеченностью, чтобы приобрести опыт в науке управления.
    2. Формальное образование и обучение — Нет. институтов и университетов для обучения и профессиональной подготовки.Никто не может заниматься профессией, не пройдя предписанный курс. Многие институты управления были созданы для предоставления образования и обучения. Например, CA не может проводить аудит A / C, если он не получил степени или диплома о том же, но без минимальной квалификации и курса обучения, предписанного для менеджеров законом. Например, MBA может быть предпочтительным, но не обязательным.
    3. Социальные обязательства — Профессия — источник средств к существованию, но профессионалы в первую очередь мотивированы желанием служить обществу.На их действия влияют социальные нормы и ценности. Точно так же менеджер несет ответственность не только перед своими владельцами, но и перед обществом, поэтому ожидается, что он будет предоставлять обществу качественные товары по разумным ценам.
    4. Кодекс поведения — Профессиональные работники должны соблюдать кодекс поведения, который содержит определенные правила и положения, нормы честности, добросовестности и особой этики. Кодекс поведения соблюдается представительной ассоциацией для обеспечения самодисциплины среди своих членов.Любой член, нарушающий кодекс поведения, может быть наказан, а его членство может быть прекращено. AIMA установила кодекс поведения для менеджеров, но не имеет права возбуждать судебные иски против любого менеджера, который его нарушает.
    5. Ассоциация представителей — Для регулирования профессии необходимо наличие представительного органа. Например, институт дипломированных бухгалтеров Индии устанавливает стандарты компетентности для аудиторов и управляет ими, но AIMA, однако, не имеет каких-либо законодательных полномочий для регулирования деятельности менеджеров.

    Из приведенного выше обсуждения совершенно ясно, что менеджмент выполняет несколько основных задач профессии, даже в этом случае это не полноценная профессия, потому что: —

    1. Это не ограничивает доступ к руководящим должностям из-за того или иного стандарта.
    2. Минимальная квалификация менеджеров не установлена.
    3. Ни одна ассоциация менеджеров не имеет права выдавать свидетельства о практике различным менеджерам.
    4. Все менеджеры должны соблюдать кодекс, сформулированный AIMA,
    5. Компетентных учебных заведений не существует.
    6. Менеджеры несут ответственность перед многими группами, такими как акционеры, сотрудники и общество. Нормативный кодекс может ограничить их свободу.
    7. Менеджеры известны своей работой, а не просто учеными степенями.
    8. Конечная цель бизнеса — максимизация прибыли, а не социальное благополучие. Вот почему Хеймс правильно заметил: «Лозунгом для менеджмента становится:« Тот, кто лучше всех служит, тот и получает больше всего »».

    Авторство / ссылки — Об авторе (ах)


    Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

    .

    Профессионализация менеджмента — База знаний MBA

    Наблюдается растущая тенденция к профессионализации менеджмента . Профессионализация придает руководству определенную социальную ответственность и достоинство. Клиент не может контролировать или направлять профессионала. У него есть профессиональные знания и суждения, которые он использует для принятия решения. Таким образом, профессионализация делает бизнес более эффективным, динамичным и социально ответственным. Рост управленческого образования способствовал профессионализации в сфере бизнеса.Корпоративная форма организации бизнеса, в которой собственность отделилась от менеджмента, и набирающая популярность корпоративная форма организации бизнеса увеличили потребность в профессиональных менеджерах.

    Менеджмент — это профессия?

    Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего мы должны понять, что такое профессия. Многие авторитеты в этой области пытались дать определение профессии.

    По словам Абрахама Флекснера, профессия — это;

    • Совокупность специализированных знаний и признанный образовательный процесс их приобретения.
    • Стандарт квалификации, регулирующий допуск к профессии.
    • Стандарт поведения, регулирующий отношения практикующих специалистов с клиентами, коллегами и общественностью.
    • Принятие социальной ответственности, присущей профессии и общественным интересам.
    • Ассоциация или общество, занимающееся продвижением социальных обязательств, отличных от экономических интересов группы.

    По словам Льюиса Аллена, «профессиональный менеджер — это тот, кто специализируется на работе по планированию, организации, руководству и контролю усилий других и делает это посредством систематического использования секретных знаний, общей терминологии и принципов, которые подписываются стандартам практики и этическому кодексу, установленным признанным органом ».

    По словам Питера Друкера, «Профессиональный менеджмент — это функция, дисциплина, задача, которую необходимо выполнить; и менеджеры — профессионалы, которые практикуют эту дисциплину, выполняют функции и выполняют эти задачи. Больше не имеет значения, является ли управляющий также владельцем; если да, то это второстепенно по отношению к его основной функции — быть менеджером ».

    Всемирный совет менеджмента рекомендует следующие критерии профессионализации. Они есть;

    • Профессиональные работники подчиняют свои интересы интересам клиентов и служебным интересам.
    • Профессия основана на систематической совокупности знаний, которые являются общими и пригодными для применения.
    • Членство в профессии должно зависеть от соблюдения определенных правил поведения или поведения.

    Критическая оценка приведенных выше определений показывает, что профессионализация менеджмента показывает это;

    1. Существует систематический свод знаний по менеджменту. Профессионал должен формально приобрести специализированные знания и навыки управления.Менеджмент преподается как дисциплина в различных учебных заведениях по всему миру.
    2. Членство в профессии должно зависеть от соблюдения определенных правил поведения и поведения. Решения и действия профессионала руководствуются определенными этическими соображениями.
    3. Профессия основана на систематической совокупности знаний, которые являются общими и поддаются применению. Таким образом, профессия не должна иметь идеологической предвзятости при выполнении своих функций.

    Тщательное изучение менеджмента показывает, что менеджмент в отличие от права или медицины не является полноценной профессией. Причины:

    • Для назначения на должность менеджера не обязательно обладать определенной квалификацией.
    • Не существует единой ассоциации, регулирующей стандарты образования и обучения менеджеров.
    • Для практикующих менеджеров не установлены единые профессиональные стандарты.

    Таким образом, из вышеупомянутого обсуждения мы можем понять, что менеджмент удовлетворяет определенным критериям, чтобы называть его профессией.А некоторым другим критериям он не отвечает. Таким образом, можно сделать вывод, что менеджмент не является полноценной профессией, но движется к профессионализации.

    Внешние ссылки:

    .

    Является ли бизнес-менеджмент профессией?

    Неоднократные и продолжающиеся на момент написания статьи раскрытия корпоративных правонарушений за последние два года подорвали доверие общества к бизнес-учреждениям и руководителям до уровня, невиданного за последние десятилетия. Недавний опрос Gallup показывает, что американцы теперь доверяют лидерам бизнеса не больше, чем Вашингтонским политикам. Справедливо это или нет, но люди захотели верить, что руководители, как класс, жадны и нечестны.

    Каким бы естественным ни был вопрос, как много руководителей — не говоря уже о бухгалтеров, инвестиционных банкиров, аналитиков фондового рынка, юристов, управляющих деньгами и других лиц, причастных к недавним корпоративным должностным преступлениям — могли стать настолько развращенными, что это, вероятно, неправильный вопрос.Учитывая, что человеческая природа не сильно меняется от возраста к возрасту, реальная проблема заключается в эффективности ограничений, которые общество накладывает на чисто эгоистичные импульсы людей. В ответ на недавние скандалы политики и правительственные чиновники вмешались, чтобы принять новые законы и создать новые постановления, в то время как видные деятели Уолл-стрит и другие представители бизнес-сообщества выступили с собственными призывами к реформам в таких областях, как практика бухгалтерского учета и исполнительная власть. компенсация.Тем не менее, хотя законы, нормативные акты и политика играют здесь очевидную роль, они являются относительно дорогим и неэффективным способом для общества способствовать ответственному поведению и надежному бизнес-лидерству.

    В случае плохого поведения со стороны руководителей бизнеса проблема доверия возникает потому, что от этих людей ожидается вынесение суждений — на основе специальных знаний и методов анализа, которыми, как считается, обладают только они сами, — в областях. в которых их решения влияют на благополучие других.Когда потребность в таком суждении возникла в других сферах, жизненно важных для интересов общества (таких как закон и правительство, военное дело, здравоохранение и религия, если рассматривать классические примеры), современные общества ответили созданием институтов, которые мы знаем как профессии. Один из способов диагностировать причину недавней эпидемии бизнес-скандалов — это говорить о широко распространенном отказе генеральных директоров и других руководителей высшего звена (наряду с членами совета директоров, аудиторами, финансовыми аналитиками и другими) выполнять свои профессиональные обязанности.

    Говорить о профессиональных обязательствах таких лиц, как генеральные директора и другие руководители, означает подразумевать, что управление бизнесом само по себе является профессией, но так ли это? Социологи, изучающие профессии, использовали широкий спектр точек зрения и критериев для определения того, что делает профессию профессией. Для целей нашего настоящего исследования мы выбрали четыре черты и практики из сети тех, которые, как было установлено, связаны с профессиями. Мы используем эти черты и практики как для того, чтобы сформулировать наше собственное представление о сущности профессионализма, так и для того, чтобы позволить нам сравнить менеджмент с тем, что мы считаем настоящими профессиями, в частности с юриспруденцией и медициной.Наши критерии признания профессии добросовестной профессией следующие:

    • общий объем знаний, основанный на хорошо разработанной и широко принятой теоретической базе;
    • система для подтверждения того, что люди обладают такими знаниями до получения лицензии или иного разрешения на практику;
    • обязательство использовать специализированные знания для общественного блага и отказ от цели максимизации прибыли в обмен на профессиональную автономию и монопольную власть;
    • кодекс этики с положениями о контроле за индивидуальным соблюдением кодекса и системой санкций за его соблюдение.

    Сравнивая менеджмент с более традиционными профессиями юриспруденции и медицины по этим критериям, неизбежно обнаруживается его недостаток. (Мы говорим это, несмотря на вторжение рыночных ценностей в ущерб традиционным профессиональным ценностям, которые наблюдались в последние годы как в юриспруденции, так и в медицине). Мы считаем, что этот недостаток напрямую влияет на способность общества требовать и добиваться ответственных поведение руководителей, а также способность руководства поддерживать общественное доверие, необходимое для оптимального функционирования наших экономических институтов.Не намереваясь идеализировать то, что мы назвали добросовестными профессиями, мы считаем, что сравнение, которое мы проводим в этой статье, заслуживает того, чтобы предложить способ реформирования управления как учреждения, помимо грубых инструментов закона и регулирования. с одной стороны, и из лучших побуждений, но, в конечном счете, беззубость требует большей честности и этики, с другой.

    Говорить о профессиональных обязательствах отдельных лиц … значит подразумевать, что управление бизнесом само по себе является профессией, но так ли это?

    Социология профессий — это слишком обширный теоретический и эмпирический анализ, чтобы его можно было более чем обрисовать в этой статье.Это также область, в которой менеджмент еще не стал центральным предметом эмпирических исследований. Поэтому мы остановимся только на некоторых центральных проблемах структуры управления. Но даже в этом случае, из-за нехватки места, наша цель в этом эссе состоит не в том, чтобы изложить убедительные доводы о состоянии современного менеджмента, а, скорее, поднять важные вопросы. Сравнивая менеджмент с юридическими и медицинскими профессиями, мы надеемся стимулировать дискуссии и дебаты, которые могут привести к более глубокому пониманию текущего состояния менеджмента.

    Мы перечислили четыре критерия, по которым менеджмент можно считать настоящей профессией. Давайте рассмотрим, как управление в его нынешнем институциональном состоянии соответствует каждому из этих критериев.

    Общий свод знаний, основанный на хорошо разработанной, широко принятой теоретической базе

    Традиционные профессии юриста, медицины и священнослужителей имеют глубокие исторические корни в другом важном институте западного общества: университете. Римское и каноническое право, медицина и богословие фактически составляли три из четырех факультетов средневекового европейского университета, и они сохранились до наших дней — в школах права, медицины и богословия соответственно — в современном американском университете.Изучение права в Америке сегодня по-прежнему опирается на многовековые традиции римского и англо-американского права, систематизированного и интерпретируемого в рамках философии права или юриспруденции. Студенты-юристы теперь изучают право не как собрание статутов, а как набор принципов, доктрин и правил, которые развивались на протяжении веков и, как говорят, сами составляют юридическое обоснование. Изучение медицины, в свою очередь, непрерывно трансформировалось со времен средневековья в результате подъема и непрерывного прогресса современной науки.Развитие микробной теории болезней в девятнадцатом веке, например, и генетики в двадцатом, привело к формированию теоретической структуры, которая лежит в основе совокупности знаний, которые теперь должен освоить каждый студент-медик. Учебная программа медицинской школы исходит из предпосылки, что для диагностики и лечения болезни будущий врач должен иметь твердое основание в том, что наука (или, возможно, точнее, то, что общепринято как наука) в настоящее время понимает как ее причины .

    Обращаясь к совокупности систематизированных знаний, подтверждающих утверждение, что управление бизнесом тоже является профессией, мы обнаруживаем важные различия между менеджментом как наукой и базами знаний традиционных профессий. Дело не только в том, что изучение менеджмента опоздало в университет, который с момента создания современного американского исследовательского университета в последние три десятилетия девятнадцатого века приобрел эффективную монополию на профессиональное образование (первый университет — бизнес-школа в Америке, Wharton School of Finance при Пенсильванском университете, была основана только в 1881 году).Поскольку даже когда менеджмент осторожно принимался как предмет, заслуживающий включения в университет, дисциплина менеджмента — вслед за самой профессией — должна была быть изобретена ex nihilo . Профессионализация менеджмента, для которой были созданы бизнес-школы, началась как стремление углубиться в практическую практику ведения бизнеса с ее эмпирическим подходом к бизнес-проблемам, чтобы обнаружить набор основных принципов, которые могли бы эффективно объяснить практика.Эти основные принципы никоим образом не были очевидны для пионеров академического бизнес-образования — и, как мы предполагаем, они никоим образом не остаются очевидными сегодня.

    В то время, когда создавались первые бизнес-школы, в начале двадцатого века, «научный менеджмент» витал в воздухе, поскольку применение научных методов Фредериком Тейлором к изучению физического труда начало распространяться на организация промышленности, а также в таких сферах, как высшее образование и правительство.Хотя тейлоризм был быстро отброшен как ядро ​​учебной программы бизнес-школы, он сделал научные рассуждения и методы применимыми к бизнесу, что помогло узаконить изучение бизнеса как деятельности в рамках университета. Тем не менее, что именно должна изучать «наука» об управлении, будет ломаться и обсуждаться на протяжении многих лет. В первые десятилетия университетского бизнес-образования возникли три модели учебных программ, которые конкурировали друг с другом. Первый представлял собой простую совокупность курсов, преподаваемых в другом месте университета и охватывающих такие очевидно полезные (если они интеллектуально ограничены) предметы, как бухгалтерский учет и коммерческое право.Во второй модели предпринималась попытка организовать бизнес-образование в конкретных отраслях, таких как банковское дело, транспорт, мерчандайзинг, горнодобывающая промышленность и лесоматериалы. Третья модель — все более широко применяемая к 1930-м годам и по-прежнему являющаяся основой учебной программы бизнес-школ сегодня — представляла собой функциональный подход, поскольку группировка курсов стала отражать дифференциацию финансов, администрирования, операций и маркетинга как основных направлений деятельности фирма. Таким образом, структура учебных программ развивалась как прагматический ответ на задачу подготовки выпускников, которые могли бы выполнять задачи, которые будут требовать от них работодатели.

    Дело не в том, что тем временем не было предпринято никаких попыток открыть основную общую теорию, которая могла бы помочь в решении задач менеджера. Но поиск теоретической модели, способной объяснить эффективную деловую практику — который на самом деле был поиском существующей дисциплины или набора дисциплин, из которых могла бы быть создана такая модель, — на долгие годы провалился из-за разногласий о природе коммерческих фирм и конечная цель бизнеса. Решение (принятое на очень ранней стадии истории университетского бизнес-образования) исключить изучение бизнеса из экономических факультетов было основано на признании того, что в то время экономика не интересовалась одной из самых насущных проблем менеджмента, а именно: внутренняя организация фирмы.Когда эксперименты с различными дисциплинами, включая социологию, психологию и даже (в Лаборатории усталости Гарвардской школы бизнеса с 1920-х по 1940-е годы) с физиологией, давали результаты, которые были либо слишком политически радикальными для опекунов и покровителей университета (как это произошло в Уортонском университете). School в течение прогрессивной эры) или просто лишенные объяснительной силы и практической применимости, образовавшаяся пустота в центре учебной программы бизнес-школы в конечном итоге заставила бизнес-преподавателей еще раз взглянуть на экономическую дисциплину.

    Экономика за десятилетия до Второй мировой войны занимала относительно слабое положение в дисциплинарной иерархии. Тем не менее, поскольку растущее признание кейнсианской теории в послевоенные годы повысило престиж этого предмета, и отчеты 1958 года о состоянии бизнес-образования в Америке, подготовленные Корпорацией Карнеги и Фондом Форда, привели к большему акценту на социальных науках и Используя количественный метод в бизнес-школах, экономика начала занимать доминирующее положение, которым она пользуется сегодня в программе MBA.Основываясь на фундаментальной работе Адольфа Берла и Гардинера Минса о разделении собственности и контроля в крупной корпорации и Рональда Коуза о значении транзакционных издержек, в 1970-х годах такие экономисты, как Майкл Дженсен и Оливер Уильямсон, начали разработку новая теория фирмы, которая рассматривала ее не как «черный ящик», конвертирующий ресурсы в продукцию, а скорее как институт, требующий экономического анализа и приносящий вознаграждение. Нельзя отрицать, что эти и другие недавние экономические теоретики внесли важную информацию о внутренней работе фирм, которые применимы к управленческой практике.Однако они также оставили бизнес-образование с доминирующей теорией, которая, придерживаясь многих индивидуалистических предположений и методологий неоклассической экономики, неспособна учесть большую часть социальной среды бизнеса, включая социальные и культурные факторы, которые дают о себе знать. внутри организаций, а также другие важные аспекты явления, которое он пытается объяснить.

    Система сертификации

    Помимо того, что менеджмент не смог развить совокупность знаний и теорию, сопоставимую с теми, которые используются в настоящих профессиях, менеджмент отличается от этих других профессий отсутствием набора институтов, предназначенных для подтверждения того, что его практикующие специалисты обладают базовыми знаниями в области основных специализированных знаний и может применять это разумно.В медицине и юриспруденции, например, есть учреждения, которые определяют образовательные требования (например, степень доктора медицины или доктора права), которые должен получить каждый, кто желает заниматься этой профессией. Помимо этих образовательных требований, соискатели этих и других признанных профессий должны получить лицензию на практику, сдав комплексный экзамен, предназначенный для проверки уровня владения знаниями, якобы приобретенными в профессиональной школе. После того, как начинающий профессионал сдает этот экзамен, он или она должны инвестировать в определенную сумму непрерывного образования, чтобы быть в курсе развивающихся знаний в этой профессии и поддерживать лицензию на практику.

    Менеджмент отличается от медицины, юриспруденции и других признанных профессий тем, что не имеет ни формальных требований к образованию, ни системы экзаменов и лицензирования для начинающих членов. Хотя степень магистра делового администрирования была самой быстрорастущей за последние двадцать лет, она не является обязательным требованием для того, чтобы стать менеджером. Это правда, что для тех, кто хочет получить доступ к руководящим должностям или работать в сфере инвестиционного банкинга или консалтинга, степень MBA стала де-факто требованием.Тем не менее, даже в этих случаях не требуется сдавать стандартный экзамен перед допуском к практике, а также не требуется участие высшего руководства, инвестиционных банкиров или консультантов в непрерывном образовании. Например, нет явного обязательства для опытных менеджеров высокого уровня знать что-либо об инвестировании в инновационные новые производные финансовые инструменты или средства специального назначения, даже если они входят в состав советов директоров, которые обязаны одобрять такие потенциально рискованные транзакции. Фактически, данные о зачислении на программы обучения руководителей, предлагаемые бизнес-школами, показывают, что те, кто уже имеет степень MBA, с наименьшей вероятностью будут продолжать образование.

    Каким образом наличие формального образовательного требования, системы сертификации и обязательного непрерывного образования может способствовать развитию практики управления? Хотя такие барьеры для входа могут привести к закрытию управленческих должностей для тех, кто сейчас стремится к ним, все настоящие профессии, почти по определению, являются закрытыми системами, которые жестко контролируют и тщательно ограничивают доступ к их рангам. Закрытие профессий не должно, как некоторые могут опасаться в случае менеджмента, задушить инновации и прогресс.В области медицины, например, темпы открытий и творческого прогресса быстро ускорились вслед за профессионализацией. Более того, в открытом обществе всегда будет место для предпринимателей-изгоев, чтобы бросить вызов существующему порядку, поскольку практикующие альтернативную медицину бросают вызов профессии медика. Между тем, с точки зрения общества, профессиональное закрытие дает определенные преимущества, когда привилегия закрытия предоставляется в обмен на обязательства, которые настоящие профессионалы берут на себя, служить общественному благу и отказываться от определенных форм эгоистичного поведения.

    Приверженность специализированным знаниям как общественному благу; Отказ от максимизации прибыли

    Чтобы иметь возможность устанавливать и обеспечивать соблюдение стандартов допуска к профессии, определять, как должна выполняться профессиональная работа, участвовать в саморегулировании, а не подвергаться обширному регулированию извне, и получать экономические выгоды от монопольного положения в рынок — все это привилегии, которые общество предоставляет профессиям в обмен на определенные социальные выгоды. Создание этих социальных льгот, в свою очередь, накладывает определенные ограничения на профессионалов.Поскольку они обладают специальными знаниями в областях, имеющих жизненно важное значение для общества, ожидается, что настоящие профессионалы предоставят эти знания в распоряжение всех, кто в них нуждается, и предоставят услуги таким образом, чтобы поддержание профессиональных стандартов и ценностей было превыше обеспечения безопасности. индивидуальное преимущество. Отказ от беззастенчивого эгоизма, которого общество ожидает от настоящих профессионалов, принимает очень специфическую форму: в отличие от участников рынка, как это предусмотрено классической и неоклассической экономической теорией, профессионалы участвуют в работе, руководствуясь не только экономическими мотивами, и они избегают максимизации прибыли. (в отличие от получения прибыли) как цель.Действительно, из-за того, что они были освобождены от определенных законов рыночного обмена, профессионалам специально предписывается использовать законы рынка для получения экономической выгоды в ущерб своим профессиональным обязательствам.

    Этот аспект профессионализма подразумевает идею о том, что даже при обслуживании частных клиентов профессионалы обеспечивают общественное благо. В экономике предоставление общественных благ было широко признано как случай, который создает исключения из правил, регулирующих предоставление товаров исключительно для частного потребления.Юристы обслуживают частных клиентов (будь то частные лица, корпорации или другие частные организации), но считаются обеспечивающими общественное благо — если не правосудие в каждом случае, то, по крайней мере, соблюдение верховенства закона. Точно так же врачи обслуживают частных лиц, но при этом рассматриваются как обеспечение общественного блага здоровья для населения в целом. Что система защиты в американской юриспруденции или структура рынка здравоохранения в Соединенных Штатах (с ее запутанной системой как частных, так и государственных сторонних плательщиков) могут соблазнить юристов и врачей, соответственно, упустить из виду профессиональные обязанности, выходящие за рамки обслуживания интересы конкретных клиентов не отменяют этой более общей истины.Когда профессионал теряет из виду большую социальную выгоду, которую призвана обеспечить его или ее работа, граница между профессиональными услугами и коммерцией становится опасно размытой.

    Представление о том, что те, кто руководит и управляет основными частными экономическими институтами нашего общества, могут предоставлять или нести ответственность за предоставление общественных благ, совершенно чуждо нашему привычному образу мышления об управлении. И все же эту идею часто высказывали те, кто руководил американскими бизнес-школами в первые десятилетия их существования.Например, в речи под названием «Социальное значение бизнеса», произнесенной в Школе бизнеса Стэнфордского университета вскоре после ее основания в 1925 году (и впоследствии опубликованной в виде статьи в журнале Harvard Business Review ), Уоллес Б. Донхэм, Второй декан Гарвардской школы бизнеса заявил, что «развитие, укрепление и умножение социально ориентированных бизнесменов является центральной проблемой бизнеса».

    Как сказал Донхэм:

    «Социализация промышленности изнутри на более высоком этическом уровне, а не социализм или коммунизм, не деятельность правительства или осуществление полицейской власти, а развитие внутри бизнес-группы эффективного социального контроля над теми механизмами, которые были помещены в руки расы через все недавние чрезвычайные революционные преобразования материальных вещей, очень необходимы.Бизнес-группа в значительной степени контролирует эти механизмы и поэтому находится в стратегическом положении для решения этих проблем. Поэтому нашей целью должно быть увеличение числа мужчин, которые будут решать свои текущие бизнес-проблемы социально конструктивными способами ».

    Преследуемые верой в то, что научный, технический и материальный прогресс опережает способность общества к нравственному самоуправлению и что профессии, которые традиционно обеспечивали социальное и моральное лидерство (т.е. юриспруденция и духовенство) были больше не в состоянии справиться с этой задачей, Донхэм искал новую «профессию бизнеса» не иначе как для спасения современной индустриальной цивилизации от самой себя. Поскольку проект профессионализации, который составлял повестку дня для американского бизнес-образования с момента его основания до начала Второй мировой войны, был заброшен в послевоенные десятилетия, ожидания того, что менеджеры должны вносить в общество, стали, мягко говоря, более скромными.

    Сегодня вместо таких понятий, как «социализация отрасли изнутри» и концепции руководителя бизнеса как эксперта, способного и ответственного за решение некоторых из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, мы находим американские бизнес-школы пропаганда доктрины главенства акционеров и парадигмы менеджера как простого агента «владельцев» компании.Взятые вместе, эти две концепции — обе являются результатом интеллектуального доминирования американского бизнес-образования над экономикой в ​​течение последних трех десятилетий — делают менеджеров чем угодно, но только не незаинтересованными экспертами, ориентированными на потребности общества, которые, как мы считаем, составляют суть профессионализма. Доктрина превосходства акционеров легитимировала идею о том, что преимущества управленческого опыта могут быть предложены исключительно для личной выгоды и что это эквивалентно продвижению общественных интересов.Вызвав представление о том, что менеджеры должны «думать и вести себя как собственники» посредством компенсации, связанной с акциями, теперь можно увидеть, что агентская теория напрямую привела ко многим из худших злоупотреблений с целью максимизации прибыли, разоблаченных в недавней волне корпоративных скандалов.

    Теперь, когда традиционные профессии подвергаются нападкам за то, что они обеспечивают убежище от дисциплинирующих сил рынка, стоит отметить, что очень многие американские бизнес-лидеры, которые за последние годы значительно обогатились, не совершая реальных должностных преступлений, сумели это сделать. изолируя себя от таких фундаментальных рыночных императивов, как «оплата за результат», то есть отказываясь принимать ограничения, которые не позволяют законным профессионалам участвовать в максимизации прибыли.Если традиционные профессии должны взять на себя большую роль рыночных сил, разве это слишком много, чтобы просить бизнесменов, которые пользуются освобождением от рыночной дисциплины, принять большую роль профессионализма?

    Этический кодекс

    Четвертое и последнее измерение, в котором, на наш взгляд, менеджмент существенно отличается от настоящих профессий, заключается в том, что его члены не руководствуются общим нормативным кодексом, который подкрепляется институтами, которые способствуют его соблюдению.Такой нормативный кодекс, известный как кодекс этики или кодекс поведения, является центральным элементом практически любой профессиональной группы, которая хочет, чтобы ее считали профессией. Хотя нормативные кодексы существуют среди таких разнообразных «профессий», как библиотечное дело и сантехник, настоящие профессии идут дальше, чем просто наличие письменного кодекса, который побуждает членов соблюдать добровольно. Они учат значению и последствиям кодекса в рамках формального образования своих членов. Они проверяют и подтверждают это понимание с помощью лицензионных экзаменов.После получения лицензии участники должны соблюдать код для сохранения лицензии. Руководящий орган, состоящий из уважаемых представителей профессии, наблюдает за соблюдением кодекса, создавая механизмы мониторинга, рассматривая жалобы и применяя санкции, включая окончательную санкцию в виде отзыва лицензии на деятельность в качестве профессионала.

    Профессии устанавливают эти кодексы и институты, обеспечивающие их соблюдение, как часть своего неявного контракта с обществом.«Доверьте нам осуществление юрисдикции над важной профессиональной категорией», — по сути заявляют эти профессии. «В свою очередь, мы приложим все усилия, чтобы представители нашей профессии достойны вашего доверия, чтобы они не только были компетентны выполнять порученные им задачи, но также придерживались высоких стандартов и вели себя. с честностью «. Привилегия саморегулирования предоставляется из-за признания обществом того факта, что в случаях, связанных с использованием высокоспециализированных знаний, непрофессионалы могут оказаться не в состоянии вынести точное и справедливое суждение о поведении специалистов.

    Большинство нормативных кодексов, таких как древняя Клятва Гиппократа для врачей, четко формулируют высшие цели профессии и социальные цели, а также то, как эти цели должны достигаться. Такие определения ролей имеют много преимуществ; один из них заключается в том, что, устанавливая нормативный стандарт для включения, они создают и поддерживают чувство общности и взаимных обязательств среди членов профессии, а также чувство ответственности перед профессией как абстрактной социальной сущностью. Эти узы членства создают социальный капитал профессии, который укрепляет доверие и значительно снижает транзакционные издержки между представителями этой профессии и между профессией и обществом.Как мы заметили в начале этой статьи, доверие к менеджменту как к институту не могло быть намного ниже, чем в современном американском обществе. В свете этого преимущества истинной профессии менеджмента, принявшей формальный нормативный кодекс, кажутся очевидными — особенно по сравнению с режимом регулирования, который слишком легко может подавить инновации и принятие риска, которые так много способствовали успеху. американского капитализма.

    Эгоистичное, потворствующее своим желаниям корпоративное лидерство не является неизбежным.

    Однако чрезмерная реакция юридических и регулирующих органов на кризис, поразивший в настоящее время американский бизнес и менеджмент, — это лишь одна из опасностей, с которыми мы сейчас сталкиваемся. Еще одна опасность заключается в том, что бизнес-образование и поддерживающий его институт управления — прислушиваясь к призывам к порядочности и этике, которые усилились со всех сторон после недавних корпоративных скандалов — смогут развеять скептицизм общественности с помощью таких мер, как новая этика учебные программы и корпоративные этические кодексы (известно, что у Enron был один из последних, в то время как его топ-менеджеры были заняты разрушением богатства своих акционеров и средств к существованию своих сотрудников), которые просто создают видимость реформы, не предлагая подлинной статьи.Как мы недавно узнали из таких явлений, как слабая связь между вознаграждением руководителей и производительностью фирмы, а также бессилие столь многих корпоративных советов, американские менеджеры стали весьма искусными в разделении формальных структур и символов своего «профессионализма» — тех черт, которые придать им легитимность в глазах общественности — исходя из их реальной трудовой деятельности.

    Наши рассуждения о подлинной профессионализации менеджмента как о лекарстве от кризиса легитимности, с которым сейчас сталкивается американский бизнес, могут показаться некоторыми радикальными.Но если еще раз предположить, что усиление регулирования не является полным или лучшим ответом на поставленную проблему, мы полагаем, что наша идея превратить менеджмент в добросовестную профессию имеет силу того, что мы просим группу, которая серьезно злоупотребила доверием общественности взять на себя серьезное обязательство по его восстановлению.

    Один из способов взглянуть на проблему современного американского менеджмента, как мы утверждаем, состоит в том, что ему удалось взять на себя многие видимости и привилегии профессионализма, избегая сопутствующих ограничений и обязанностей.Хотя в некоторых кругах сейчас модно, как мы и предполагали, очернять профессионалов как элиту, укрывающуюся от суровых рыночных проблем, действительно ли мы, как общество, хотим отказаться от преимуществ, которые мы по праву требуем от профессионалов возвращение? А учитывая неизбежное существование элитных работников умственного труда, таких как менеджеры, в сложных современных обществах, нам не следует заботиться о создании элит, которые мотивированы чем-то, выходящим за рамки преследования личных интересов по законам рынка или страха. наказания по законам страны? Эгоистичное, потворствующее своим желаниям корпоративное лидерство не является неизбежным, и модель чего-то лучшего уже под рукой.Мы можем найти его в несовершенных, но прочных институтах, которые служат обществу, заслужив ярлык «профессия».

    .

    Менеджмент как искусство, наука и профессия

      • БЕСПЛАТНАЯ ЗАПИСЬ КЛАСС
      • КОНКУРСНЫЕ ЭКЗАМЕНА
        • BNAT
        • Классы
          • Класс 1–3
          • Класс 4-5
          • Класс 6-10
          • Класс 110003 CBSE
            • Книги NCERT
              • Книги NCERT для класса 5
              • Книги NCERT, класс 6
              • Книги NCERT для класса 7
              • Книги NCERT для класса 8
              • Книги NCERT для класса 9
              • Книги NCERT для класса 10
              • NCERT Книги для класса 11
              • NCERT Книги для класса 12
            • NCERT Exemplar
              • NCERT Exemplar Class 8
              • NCERT Exemplar Class 9
              • NCERT Exemplar Class 10
              • NCERT Exemplar Class 11
              • 9plar

              • RS Aggarwal
                • RS Aggarwal Решения класса 12
                • RS Aggarwal Class 11 Solutions
                • RS Aggarwal Решения класса 10
                • Решения RS Aggarwal класса 9
                • Решения RS Aggarwal класса 8
                • Решения RS Aggarwal класса 7
                • Решения RS Aggarwal класса 6
              • RD Sharma
                • RD Sharma Class 6 Решения
                • RD Sharma Class 7 Решения
                • Решения RD Sharma Class 8
                • Решения RD Sharma Class 9
                • Решения RD Sharma Class 10
                • Решения RD Sharma Class 11
                • Решения RD Sharma Class 12
              • PHYSICS
                • Механика
                • Оптика
                • Термодинамика
                • Электромагнетизм
              • ХИМИЯ
                • Органическая химия
                • Неорганическая химия
                • Периодическая таблица
              • MATHS
                • Статистика
                • 9000 Pro Числа
                • Числа
                • Числа
                • Число чисел Тр Игонометрические функции
                • Взаимосвязи и функции
                • Последовательности и серии
                • Таблицы умножения
                • Детерминанты и матрицы
                • Прибыль и убыток
                • Полиномиальные уравнения
                • Разделение фракций
              • Microology
          • FORMULAS
            • Математические формулы
            • Алгебраные формулы
            • Тригонометрические формулы
            • Геометрические формулы
          • КАЛЬКУЛЯТОРЫ
            • Математические калькуляторы
            • 0003000

            • 000
            • 000 Калькуляторы по химии
            • 000
            • 000
            • 000 Образцы документов для класса 6
            • Образцы документов CBSE для класса 7
            • Образцы документов CBSE для класса 8
            • Образцы документов CBSE для класса 9
            • Образцы документов CBSE для класса 10
            • Образцы документов CBSE для класса 1 1
            • Образцы документов CBSE для класса 12
          • Вопросники предыдущего года CBSE
            • Вопросники предыдущего года CBSE, класс 10
            • Вопросники предыдущего года CBSE, класс 12
          • HC Verma Solutions
            • HC Verma Solutions Класс 11 Физика
            • HC Verma Solutions Класс 12 Физика
          • Решения Лакмира Сингха
            • Решения Лакмира Сингха класса 9
            • Решения Лахмира Сингха класса 10
            • Решения Лакмира Сингха класса 8
          • 9000 Класс

          9000BSE 9000 Примечания3 2 6 Примечания CBSE

        • Примечания CBSE класса 7
        • Примечания

        • Примечания CBSE класса 8
        • Примечания CBSE класса 9
        • Примечания CBSE класса 10
        • Примечания CBSE класса 11
        • Примечания 12 CBSE
      • Примечания к редакции 9000 CBSE 9000 Примечания к редакции класса 9
      • CBSE Примечания к редакции класса 10
      • CBSE Примечания к редакции класса 11
      • Примечания к редакции класса 12 CBSE
    • Дополнительные вопросы CBSE
      • Дополнительные вопросы по математике класса 8 CBSE
      • Дополнительные вопросы по науке 8 класса CBSE
      • Дополнительные вопросы по математике класса 9 CBSE
      • Дополнительные вопросы по математике класса 9 CBSE Вопросы
      • CBSE Class 10 Дополнительные вопросы по математике
      • CBSE Class 10 Science Extra questions
    • CBSE Class
      • Class 3
      • Class 4
      • Class 5
      • Class 6
      • Class 7
      • Class 8 Класс 9
      • Класс 10
      • Класс 11
      • Класс 12
    • Учебные решения
  • Решения NCERT
    • Решения NCERT для класса 11
      • Решения NCERT для класса 11 по физике
      • Решения NCERT для класса 11 Химия
      • Решения NCERT для биологии класса 11
      • Решение NCERT s Для класса 11 по математике
      • NCERT Solutions Class 11 Accountancy
      • NCERT Solutions Class 11 Business Studies
      • NCERT Solutions Class 11 Economics
      • NCERT Solutions Class 11 Statistics
      • NCERT Solutions Class 11 Commerce
    • NCERT Solutions for Class 12
      • Решения NCERT для физики класса 12
      • Решения NCERT для химии класса 12
      • Решения NCERT для биологии класса 12
      • Решения NCERT для математики класса 12
      • Решения NCERT, класс 12, бухгалтерия
      • Решения NCERT, класс 12, бизнес-исследования
      • NCERT Solutions Class 12 Economics
      • NCERT Solutions Class 12 Accountancy Part 1
      • NCERT Solutions Class 12 Accountancy Part 2
      • NCERT Solutions Class 12 Micro-Economics
      • NCERT Solutions Class 12 Commerce
      • NCERT Solutions Class 12 Macro-Economics
    • NCERT Solut Ионы Для класса 4
      • Решения NCERT для математики класса 4
      • Решения NCERT для класса 4 EVS
    • Решения NCERT для класса 5
      • Решения NCERT для математики класса 5
      • Решения NCERT для класса 5 EVS
    • Решения NCERT для класса 6
      • Решения NCERT для математики класса 6
      • Решения NCERT для науки класса 6
      • Решения NCERT для класса 6 по социальным наукам
      • Решения NCERT для класса 6 Английский язык
    • Решения NCERT для класса 7
      • Решения NCERT для математики класса 7
      • Решения NCERT для науки класса 7
      • Решения NCERT для социальных наук класса 7
      • Решения NCERT для класса 7 Английский язык
    • Решения NCERT для класса 8
      • Решения NCERT для математики класса 8
      • Решения NCERT для науки 8 класса
      • Решения NCERT для социальных наук 8 класса ce
      • Решения NCERT для класса 8 Английский
    • Решения NCERT для класса 9
      • Решения NCERT для класса 9 по социальным наукам
    • Решения NCERT для математики класса 9
      • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 1
      • Решения NCERT для математики класса 9, глава 2
      • Решения NCERT

      • для математики класса 9, глава 3
      • Решения NCERT для математики класса 9, глава 4
      • Решения NCERT для математики класса 9, глава 5
      • Решения NCERT

      • для математики класса 9, глава 6
      • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 7
      • Решения NCERT

      • для математики класса 9 Глава 8
      • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 9
      • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 10
      • Решения NCERT

      • для математики класса 9 Глава 11
      • Решения

      • NCERT для математики класса 9 Глава 12
      • Решения NCERT

      • для математики класса 9 Глава 13
      • NCER Решения T для математики класса 9 Глава 14
      • Решения NCERT для математики класса 9 Глава 15
    • Решения NCERT для науки класса 9
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 1
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 2
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 3
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 4
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 5
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 6
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 7
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 8
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 9
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 10
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 12
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 11
      • Решения NCERT для науки класса 9 Глава 13
      • Решения NCERT

      • для науки класса 9 Глава 14
      • Решения NCERT для класса 9 по науке Глава 15
    • Решения NCERT для класса 10
      • Решения NCERT для класса 10 по социальным наукам
    • Решения NCERT для математики класса 10
      • Решения NCERT для класса 10 по математике Глава 1
  • .