Содержание

Русский яз. 10кл. Проф. уровень_Хлебинская Г.Ф_2010 -304с

12

Основные

фонема;

единицы

морфема;

 

слово;

 

словосочетание;

 

предложение.

Связь единиц

фонемы — простейшие единицы языка;

языка раз-

морфемы состоят из фонем; слова состоят

ных уровней

из морфем; словосочетания и предложения

 

состоят из слов.

Значение всех единиц языка реализуется в тексте. Именно в тексте все средства языка становятся коммуникативно значимыми.

 

Разделы языкознания

Фонетика

описывает звуковой строй языка и

 

закономерности звуковой организации речи.

Графика

знакомит с составом алфавита, соотношением

 

между звуками и буквами.

Орфоэпия

изучает нормы современного литературного

 

произношения.

Морфемика

изучают строение, способы и средства

и словообра-

образования слов.

зование

 

Лексика

изучают словарный и фразеологический

и фразеоло-

(устойчивые словосочетания) состав языка.

гия

 

Морфология

изучает основные лексико-грамматические

 

классы слов (части речи).

Синтаксис

изучает словосочетания и предложения.

Стилистика

изучает стили языка и стили речи, а также

 

использование изобразительно-

 

выразительных средств языка в речевых

 

произведениях.

13

Орфография определяет правила употребления буквенных знаков при письменной передаче речи.

Пунктуация определяет правила постановки знаков препинания.

Основные функции языка

Из определения «язык — средство общения людей друг с другом» следует, что основное предназначение языка — сообщение (мыслей, намерений, чувств и т. п.), поэтому основными функциями языка являются:

1) коммуникативная (от лат. communicatio — сообщение < communico — делать общим, делиться; советоваться, сговариваться), служащая для общения людей;

2) когнитивная (от лат. cognitio — знание, познание), или по­ знавательная, связанная с познанием, мышлением;

3) метаязыковая (от греч. meta — вместо), использующая средства языка с целью пояснения какого-либо понятия другими словами; 4) эмоционально-экспрессивная (от лат. emotion — чувство, expressio — выражение), или эмотивная, служащая для непосред-

ственного выражения чувств, эмоций; 5) эстетическая (эстетика — наука о прекрасном), делающая

речь образной.

Различные функции языка редко проявляются в нашей речи в чистом виде. Чаще встречается сочетание разных функций (с преобладанием той или иной) в пределах одной разновидности речи.

Язык как знаковая система

Язык представляет собой систему знаков.

Знак – это материальный объект, с помощью которого передаётся какая-либо информация. Звонок телефона, сигналы светофора, звёздочки на погонах военных – всё это знаки. Для того чтобы какой-то предмет мог восприниматься как знак, необходимо соблюдение четырёх условий:

14

Во-первых, любой знак должен иметь план выражения (обозначающее), т. е. что-то, что мы можем воспринять с помощью зрения, слуха или осязания.

Во-вторых, знак должен что-то обозначать, т. е. обладать планом содержания (обозначаемое). Так, красный свет светофора обозначает, что движение запрещено, зелёный — можно ехать.

В-третьих, необходима договорённость о том, что обозначают те или иные знаки, т. е. какова условная связь между обозначаемым и обозначающим. Связь между этими двумя сторонами знака устойчива и не может изменяться по воле отдельного человека: мы не можем яблоко назвать апельсином или вишней — каждое из этих слов служит для обозначения «своего» предмета.

В-четвертых, знак всегда соотнесён с другими знаками, вступает с ними в определённые отношения, иначе говоря, образует вместе с ними знаковую систему. Зелёный свет светофора нами воспринимается как «ехать можно» только потому, что существует красный свет — «ехать нельзя».

Основным знаком языка является слово, так как слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на него и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.

Язык — универсальная система знаков. Он универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам: любой знак любой системы может быть «пересказан» с помощью языка.

Существует целая наука — семиотика (от греч. semeion — знак, признак), исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе.

Языки естественные и искусственные

Естественный язык — язык в собственном смысле слова, человеческий язык как важнейшее средство общения между людьми, инструмент мышления. Термин «естественный» в приведённом сочетании не следует понимать как «данный самой природой»; наоборот, вся история человеческого языка показывает, что он — результат творческих усилий многих тысяч поколений человеческого рода.

15

Искусственные языки — это языки, создаваемые из элементов естественных языков и предлагаемые в качестве вспомогательного средства межнационального общения.

Наиболее известным из них является эсперанто (что в переводе значит «надеющийся») — самый распространённый искусственный язык, изобретённый в 1887 г. варшавским врачом Л. Заменгофом. Эсперанто очень прост по грамматической структуре: в нем всего два падежа, 16 грамматических правил, а исключений из этих правил нет совсем. Слова языка эсперанто составлены из общеизвестных интернациональных корней и прозрачны по своему строению и смыслу. Например, такие слова, как ideo, masino, revolusio, понятны без перевода.

В числе других искусственных языков, созданных в последней четверти XIX — первой четверти XX в., воляпюк, идо, интерлингва,

оксиденталь.

№1. I. Познакомьтесь с текстом, составьте его план — логическую схему текста в виде кратких формулировок.

II.Какие функции языка преобладают в данном тексте?

Язык и общество

Являясь средством мышления и человеческого общения, язык существует только в обществе людей. Вне общества нет языка, как не может быть и общества без языка. Поэтому развитие и функционирование языка в значительной степени обусловлены развитием и жизнью общества, что проявляется в разнообразных формах. Одна из них — социальное расслоение языка. Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно делится на классы и социальные слои, дробится на более мелкие группы, внутри которых люди объединены каким-либо признаком, например общей профессией, одинаковым возрастом, уровнем и характером образования и т. п. Эта дифференциация общества отражается в языке в виде тех или иных особенностей, социально обусловленных подсистем (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Однако в процессе демократизации языка диалектные, просторечные, жаргонные элементы начинают сосуществовать и конкурировать с традиционными единицами литературного языка.

16

На язык оказывает влияние не только объективное развитие общества, но и сознательная деятельность государства и различных социальных институтов, направленная на совершенствование языка. Результатом государственной языковой политики может быть, например, создание алфавитов и письменности для народов, которые до тех пор имели только устную форму языка; усовершенствование орфографии; разработка и упорядочение специальной терминологии и т. п.

№2. Познакомьтесь с текстом, озаглавьте его, составьте тезисный план — кратко сформулированные основные

положения текста.

На земном шаре насчитывается несколько тысяч различных языков. Не всегда удаётся разграничить самостоятельные языки и диалекты — варианты языков, выделение и существование которых объясняется территориальной или социальной обособленностью каких-либо групп людей.

Входе исторического развития число языков меняется. Одни языки умирают, когда распадаются социальные общности, которые этими языками пользовались. Таковы, например, древнегреческий, латинский, а также многочисленные языки, распространённые в древности на территории Передней и Малой Азии: шумерский, эламский, хеттский, арамейский, ликийский, фригийский и др. Некоторые из мёртвых языков сохраняются в языке богослужения и науки. Так, древнегреческий и латинский и сейчас питают научные терминологии, создающиеся на базе греческих и латинских слов и корней.

Происходит и формирование новых языков. Например, русский, украинский и белорусский языки выделились в XIV–XV вв. из единого древнерусского языка; современный итальянский язык формировался на базе тосканских диалектов и латыни и т. д.

Языки неодинаковы по числу носителей, распространённости, общественным функциям и престижу. Первое место по всем этим свойствам занимают так называемые мировые языки: китайский (1 млрд носителей), английский (более 350 млн носителей), русский (до 200 млн носителей), испанский (150 млн носителей), французский (более 80 млн носителей).

Вто же время есть много языков, на которых говорит незначительное число людей. В Африке, например, наряду с суахили, на котором говорят свыше 50 млн человек, существует множество языков,

17

каждым из которых владеют несколько тысяч человек. В некоторых районах Кавказа, Севера и Сибири существуют языки, на которых говорят от 2 до 10 тысяч человек (абазинский, рутульский, селькупский, саамский языки), юкагирским языком (север Якутии) владеют всего несколько сот человек.

В качестве международных языков в современном мире используются национальные литературные языки с богатой культурной традицией. Это английский, арабский, русский, французский, испанский, китайский языки, которые официально приняты Организацией Объединённых Наций в качестве рабочих языков (т. е. таких языков, на которых осуществляется деятельность ООН).

№3. Познакомьтесь с текстом. Составьте конспект — краткое изложение содержания текста.

Общее и различное в русском и других языках

Далёкие предки современных народов, которые говорят на языках, входящих в индоевропейскую языковую семью, некогда составляли человеческую и языковую общность. Распад этой общности в ходе расселения людей и этнического обособления происходил поэтапно и занял многие века. Следствием этих исторических процессов явилось наличие множества языков, по степени родства объединённых в группы: германскую, романскую, кельтскую, славянскую, балтийскую, индийскую, иранскую; особняком стоит греческий язык. Существует также представление о балто-славянской и индоиранской языковых общностях.

Сопоставляя русский язык с традиционно изучаемыми в нашей стране западноевропейскими языками: английским и немецким (германская группа), французским и испанским (романская группа), нетрудно заметить, что в немецком языке только четыре падежа (им., род., дат., вин.), а в английском, французском и испанском языках существительные и прилагательные не склоняются. Поэтому многие значения, которые в русском языке выражаются падежными формами, в других языках передаются при помощи предлогов.

Неодинаково проявляется в различных языках категория рода имён существительных: три рода — в русском и немецком, два (мужской и женский) — в испанском и французском, ни одного — в английском.

18

Сопоставляя структуру русского предложения с синтаксическим строем германских и романских языков, легко отметить свойственный русскому языку более свободный порядок слов, а также возможность нулевой связки в составном именном сказуемом,

ср. рус. Он учитель. — англ. He is a teacher. — нем. Er ist Lehrer. — фр. Il est professeur.

Ещё заметнее лексические параллели, особенно между близкородственными языками. Достаточно, например, сравнить слова город (рус.), град (болг.), grod (польск.), чтобы предположить родство языков. Однако наличие в разных языках сходных по форме и значению слов не всегда доказывает общность их происхождения. Например, заимствованное нами из французского языка слово талисман пришло во французский из арабского языка, не принадлежащего к индоевропейской языковой семье.

Обильный материал, доказывающий родство языков, предоставляет этимология — наука о происхождении слов, тесно связанная со сравнительно-историческим методом в языкознании.

№4. Приведите собственные примеры, показывающие общее и различное в русском и изучаемом вами иностранном языке.

Вопросы и задания

1.Дайте краткие определения основным разделам языкознания.

2.Перечислите основные функции языка.

3.Каково значение языка в жизни общества?

§2

Язык и речь. Признаки культурной речи

Язык и речь — понятия близкие по смыслу, но не тождественные. Как объясняют их учёные-лингвисты?

Язык — система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения лю-

19

дей. … (Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов.)

Речь — деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. … Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. … (М. Р. Львов. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка.)

Итак, язык и речь между собою тесно связаны и друг друга взаимно предполагают. Назначение языка и речи — служить основой коммуникации, т. е. общения людей средствами языка, оформленными в речи.

Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

В широком смысле слова культура речи — это не только перечисленные качества, но и богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.

Основными аспектами культуры речи являются к о м м у н и к а — т и в н о с т ь, н о р м а т и в н о с т ь, э т и ч н о с т ь.

Понятие коммуникативности, связанное с критериями точности, ясности, логичности, включает в себя соответствие выбранных языковых средств цели общения; условиям, в которых оно происходит; потребностям собеседников в речевом общении.

Понятие этичности включает в себя соответствие выбора языковых средств традициям общения, поведения, выработанным в культурном, цивилизованном обществе. Речевой этикет устанавливает правила использования языковых средств в конкретных речевых ситуациях, даёт речевые формулы — выражения, обороты речи, необходимые при выражении согласия/нeсогласия, при установлении контактов и т. д.; не допускает употребления ненормативной лексики, грубых высказываний, неуважительных реплик в адрес участников речевого общения.

Понятие нормативности, связанное с критериями правильности и чистоты речи, означает соответствие языковым нормам, т. е. принятым в речевой практике образованных людей правилам упо-

20

требления языковых средств. Основные признаки нормы: устойчивость, традиционность, вариантность, типичность, соответствие обычаям и возможностям системы языка, отражение реальных тенденций развития языка.

Типы норм литературного языка

Орфоэпические нормы — это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле нормы ударения (а к ц е н т о л о г и ч е — с к и е).

Словообразовательные нормы определяют правила образования слов в русском языке.

Лексические нормы отражают правильность употребления слов. Точность словоупотребления зависит от значения слова; правильного выбора слова из синонимического ряда, паронимического ряда; лексической сочетаемости слов (ср. карие глаза — коричневый цвет), а также стилистической окраски слов.

Грамматические нормы:

м о р ф о л о г и ч е с к а я норма — это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта;

с и н т а к с и ч е с к а я норма — это правильное согласование слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения простых и сложных предложений, порядок слов в простых предложениях и порядок следования частей в сложных предложениях.

Стилистические нормы — это нормы, закрепляющие за функциональными стилями речи языковые средства.

К письменной речи предъявляется особое требование — соблюдение норм орфографии и пунктуации.

Могут ли нормы литературного языка с течением времени изменяться? Сделайте вывод, проанализировав примеры, отражающие некоторые литературные нормы пушкинской эпохи.

21

Засуха, музыка, кладбище, дальный, турка (национальность), вихорь, клоб, (пара) сапогов; сделалась метель, сделали вопрос.

Анализ примеров показывает, что норма — явление историческое. Она складывается в процессе развития языка, с течением времени может изменяться.

№5. Найдите имена существительные, род которых изменился с течением времени. Укажите над ними род, соответству-

ющий современным морфологическим нормам.

1) Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо…

(А. Пушкин) 2) И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок) 3) Горела только одна свеча, вставленная в канделябру. (А. Чехов) 4) Идет и, по обыкновению, выставил вперед свой лошадиный подбородок и ищет, кому бы пожаловаться на свой мигрень. (А. Чехов) 5) Лакей, подававший в общей зале обед инженерам, несколько раз с сердитым лицом приходил на зов Кити. (Л. Толстой) 6) Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет. (А. Пушкин)

№6. I. В предлагаемых отрывках из произведений Л.Н. Толстого найдите словосочетания, иллюстрирующие типы управления,

не употребляемые в современном русском языке.

II. Составьте с данными словосочетаниями свои предложения, руководствуясь современными синтаксическими нормами.

1) Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так непохоже на то, чего он надеялся. 2) Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека. 3) Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. 4) Один из знакомых Пьеру между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой. 5) Мы разговорились про Москву, про предметы, не имеющие никакого отношения с войной и Кавказом. 6) Месяц бросал на верхушки деревьев слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком. 7) И потом, когда я паду совсем, ты будешь упрекать меня и радоваться на моё падение. 8) Он помог Валентину, которого он вообще покровительствовал с самого рекрутства. 9) Князю Нехлюдову было девятнадцать лет, когда он из 3-го курса университета приехал на летние вакации в свою деревню.

Урок по русскому языку на тему «Типологическая структура текста-рассуждения» (7 класс)

Урок русского языка.

Учитель Кудрявцева Т.А.

Типологическая структура текста-рассуждения.

Цель: Освоение приёмов анализа текста-рассуждения.

Организация самостоятельной работы по индивидуальному плану.

Задачи: 1.Формировать умение работать с логическими схемами.

2. Совершенствование навыков интерпретации текста-рассуждения.

3.Нравственный аспект.

I.Орг.момент

Сегодня на уроке мы должны проанализировать текст: научиться видеть, как автор развивает основную мысль, понять содержание. Нам необходимо освоить один из приёмов анализа текста: составить логическую схему авторского рассуждения, а также сконструировать схему-план своего будущего сочинения.

II.Актуализация знаний по теме:

Какие типы речи вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)

-Вы уже догадались, что речь пойдёт о рассуждении. Этот тип речи нам необходимо рассмотреть более подробно, так как актуальность этого типа речи сегодня бесспорна.

— Какие задачи решает этот тип речи, для чего он нужен? (Цель рассуждения – рассмотреть сущность явления и обосновать его причинно-следственные взаимосвязи)

III.Новый материал:

  1. Познакомьтесь с обобщающей схемой текста-рассуждения.

Схема текста-рассуждения

Основная мысль (тезис):

О чём говорится + что говорится

так как так как так как

2-й довод

3-й довод

1-й довод

Иллюстрация

(примеры)

Иллюстрация

(примеры)

Иллюстрация

(примеры)

поэтому

ВЫВОДЫ АВТОРА

  1. Что вы вкладываете в понятие «тезис»? (основная мысль текста)

  2. Расскажите, зачем нужны доводы, которые должны быть связаны основной мыслью? (Чтобы основная мысль (тезис) получила своё развитие)

— Как вы думаете, должны ли иллюстрации (примеры) быть связаны с доводами и основной мыслью?

— Чем пример (иллюстрация) отличается от довода? (довод – это какое-либо утверждение, а иллюстрация (пример) – это пример из жизни, ситуация, подтверждающая ДОВОД-УТВЕРЖДЕНИЕ)

— Отражена ли в данной схеме логическая целостность текста-рассуждения? Каким образом?

Вывод: Нам нужно научиться отражать содержание основной части текста в этой логической схеме.

IV. Прежде чем прочитать текст, предлагаю задуматься над вопросом:

— Что вы вкладываете в понятие «подвиг»?

— А теперь подумайте, что вкладывает в понятие «подвиг» автор предложенного текста?

V.Задание: Я читаю текст, вы берёте ПРИЛОЖЕНИЕ №1 и следите.

Чтение текста учителем.

Ответьте на вопросы, которые помогут вам при выполнении следующих заданий:

— О чем этот текст? Каков основная мысль (тезис) данного текста?

— Что отражено в заглавии тема или идея?

— Есть ли в этом тексте проблема? В чем ее суть? (Есть ли место подвигу в нашей жизни?)

— Какие слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора?

Достаточно ли их? Какие иллюстрации (примеры) приводит автор?

— Совпадает ли авторские мысли о подвиге с тем, о чём мы с вами говорили? Можно ли продолжить ряд примеров, которые приводит автор?

— Приведите примеры тех дел или поступков, которые мы расцениваем, как подвиг? Кто их совершал в небе, на земле и под водой?

Хочу тоже привести пример:

Я жила в Сибири в городе Абакане. Недалеко от города есть станция Кошурниково. Никогда не задумывалась над тем, почему она так называется, пока не узнала историю.

Александр Михайлович Кошурников, потомственный строитель железных дорог, был руководителем экспедиции по поиску лучших вариантов прокладывания трассы Абакан — Тайшет.

Преодолевая горные перевалы, горные реки, голод и холод, исследователи шли по маршруту, нанося на карту штрихи новой дороги. Приближалась зима. Работать было все труднее. Последняя запись в дневнике Кошурникова: «Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замёрзну». Группа Кошурникова погибла, но задачу выполнила: был выбран нужный маршрут дороги.

Знаете ли вы что-нибудь о людях, которые в мирное время, просто выполняя свою работу, совершили подвиг? Кто они? Например, в городе Советске есть улица, названная в честь Германа Титова – это космонавт, второй после Гагарина, который первым сделал снимки Земли из космоса. Про него говорили: «Человек космической судьбы», а он точно знал: «Душа не умирает, а находит свою ячейку в космосе».

— Думали ли эти люди о том, что совершают подвиг? НЕТ. Они просто выполняли свою работу.

Поэтому нужно задуматься над тем, к какой мысли хотел подвести нас автор. В связи с этим возникает вопрос:

Как нужно понимать высказывание: «На одном полюсе жизни горение и жажда знаний, а на другом — трусость, равнодушие, пошлость. К какому полюсу пойдёт человек, зависит от него самого»?

Прочитайте последнее предложение, что советует сделать нам автор? Что он хотел этим сказать? (заставить задуматься над тем, что себя надо воспитывать)

Индивидуальный учебный план:

ОЦЕНКА: Посмотрите на доску, каждый из вас сегодня на уроке наберёт определённое количество баллов, тем самым оценит свою работу по теме.

VI. Задание1.(самост.) Возьмите лист, напишите посередине «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА», начертите от словосочетания две стрелки, одна — подвиг, другая — бездумный поступок, выпишите из 2-3 абзацев текста 3 ключевых словосочетания к «подвигу» и 2 – к «бездумному поступку», которые соответствуют этим понятиям. (2 мин).

Проверяем: Выйти, выписать на доске то, что у вас получилось.

Ключевые слова

Подвиг

Бездумный поступок

Важное действие

Смысл

Во имя торжества жизни

Нелепая трагедия

гибель

Вопрос: Почему вы считаете, что это ключевые понятия? (передают основной смысл)

ОЦЕНКА:

Возьмите Приложение № 5 (ЛИСТ ОТВЕТОВ), посмотрите внимательно: 1 – количество правильных ответов; 2 – цена за каждый правильный ответ; 3 – общее количество баллов.

Мы выполнили Задание 1. (Общее количество правильных ответов у вас 5 (за каждое правильно выписанное слово – 1 балл). Подсчитайте, сколько вы получите баллов, напишите цифру в колонку БАЛЛЫ.

Задание 2:

Представьте себе речевую ситуацию (где, с кем говорят, зачем говорят) и где этот текст может быть использован.

1/много

Р.С. о/о

Воздействие, сообщение

Опираясь на схему, самостоятельно определите стиль речи (публицистический стиль) Пишите на листе. (1 мин)

Проверяем:

— Докажите правильность своего ответа. (Назначение данного текста – воздействие на людей, формирование у них правильного отношения к тому, что считать подвигом).

ОЦЕНКА:

Если вы ответили на вопрос правильно, то в ЛИСТ ОТВЕТОВ за правильный ответ ставите в баллы 5.

Задание 3: Возьмите Приложение №2 (пустая схема) и текст. Перечитывая ещё раз, вы должны самостоятельно заполнить этот лист цифрами тех предложений из прочитанного текста, которые соответствуют названиям каждого квадрата схемы. (5-7 мин.) Например, тезис содержится в заголовке.

Проверяем:

ОЦЕНКА: Поменяйтесь тетрадями с соседом, сверьте то, что у вас получилось, со схемой на доске, зачеркните номера тех предложений, которые не совпадают с цифрами на доске.

2 довода указаны верно – 2б.

4 примера — 4б.

1 вывод — 4б.

Считайте общее количество, впишите в ЛИСТ ОТВЕТОВ друг другу баллы.

Общее количество должно быть – 10.

Кто набрал это количество баллов, можете быть уверены, что вы поняли содержание предложенного текста и сущность типа речи «рассуждение».

VII. Теперь, глядя на логическую схему на доске, скажите: Сумел ли автор доказать свою точку зрения?

Стал ли этот текст для вас понятнее?

VIII. Рефлексия .

Как вы считаете, поможет ли вам проведённая работа написать свое сочинение-рассуждение?

Следующее задание творческого характера, оно покажет, как вы сумеете быстро «набросать» план ответа-рассуждения по предложенной проблеме с опорой на авторский текст.

Задание 4: Возьмите Приложение №3, Вашему вниманию предлагаются тезисы.

Подумайте и впишите в пустую схему тот тезис, который станет частью вашего домашнего сочинения:

В жизни всегда есть место подвигу.

Кто жизнью не рискует, тот никогда её не обретёт.(Ф.Шиллер)

Жизнь — это каждодневный подвиг. (В.Альфиери)

Сопоставьте содержание текста с вашим жизненным опытом или с тем, о чем вы слышали или читали по данной проблеме.

Подберите к этим тезисам собственные аргументы (доводы), примеры (можно те, о которых мы говорили сегодня), напишите вывод, т.е. сконструируйте модель, которая поможет вам при создании своего собственного текста — рассуждения. (10 мин)

Проверяем: Прочитайте то, что у вас получилось. (3 работы)

Оценка: Это задание было творческим, если вы заполнили все кубики, в ЛИСТ ОТВЕТОВ -10 баллов, за доводы — 2 балла; за примеры — по 1б.за каждый; вывод — 6 баллов.

Общее количество впишите в баллы напротив цифры 4.

IX. Домашнее задание: (есть в Приложении №1, это возьмёте домой)

Напишите по тексту сочинение-рассуждение, опираясь на логические схемы, сделанные на уроке. Выразите свое отношение к проблеме, затронутой автором. Приведите примеры из жизни. Объем сочинения — не менее 100 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не проверяется и не оценивается. *При выполнении домашнего задания обратите внимание на то, что наши схемы — это схемы доказательства тезиса, а вступление и заключение вы продумываете дополнительно.

Задание 5: Лучше разобраться со способами и средствами связи предложений в тексте, а также со средствами выразительности вам помогут тестовые задания (Приложение №4). Посмотрите, там три вида заданий: А(задания, рассчитанные на среднего ученика), В(задания, повышенной сложности), «звездочка«(сложные задания), за каждое вы получите определённое количество баллов.

Выполните эти задания в Приложении№5(ЛИСТ ОТВЕТОВ). Они расположены под общим №5. (7 мин)

Проверяем: На доске — ключ к тестовым заданиям.

Оценка: Оцените проделанную работу- Запишите в колонку баллы за каждое правильно выполненное задание по 5 баллов.

Общее количество за все правильные ответы -30 баллов.

Итоговая оценка за работу на уроке: Посчитайте в колонке БАЛЛЫ сумму всех заработанных за урок напротив строки ИТОГО. Давайте посмотрим на ваш РЕЙТИНГ. Оцените себя в соответствии с набранным количеством баллов.

ПОДНИМИТЕ РУКИ, КТО получил «5», теперь кто получил «4»,… «3»,

а тем, кто набрал меньше 29 баллов, необходимо осваивать другие приемы работы с текстом, этот для вас чрезвычайно сложен.

X.Итог урока:

В каждом из нас много хороших черт, но есть и недостатки.

Жизнь наша — ежечасная работа над собой, поэтому, преодолевая трудности, связанные с этой работой, знайте, это абсолютно точно, вы совершаете пусть незаметный для окружающих, но значимый для вас маленький подвиг.

Ключи:

А

В

А1.

3

2

4

А2.

3

2

4

А3.

2

4

3

А4.

2

3

3

А5.

2

2

4

А6.

4

3

2,4,5

РЕЙТИНГ

БАЛЛЫ

ОЦЕНКА

58-60

«5»

33 -57

«4»

32-29

«3»

15 -28

«2»

Приложение №1.

Что такое подвиг?

(1)В кодексе Юстиниана был параграф, которым предписывалось рубить голову всякому, кто осмелится заниматься шарлатанством, бродяжничеством и …математикой. (2)Так вот, занятие математикой в стране, где выполняются все параграфы этого кодекса, я считаю подвигом.

(3)Разумеется, всегда найдутся оппоненты, которые заметят, что в таком случае бродяжничество — тоже подвиг. (4)Однако оппонентам даже не следует возражать. (5)Их надо просто отослать к определению подвига в словаре русского языка, где сказано: «…важное по своему значению действие…»

(6)Не так давно несколько юношей решили «покорить» Сахару. (7)Сели в автомобили и поехали. (8)Как будто на пикник. (9)Они погибли. (10)Сильные и молодые. (11)Ради чего? (12)3ачем эта нелепая, ничем не оправданная трагедия? (13)Сейчас мне на память приходит другая смерть. (14)Геологи, обнаружившие кимберлитовые трубки в глухих безлюдных районах Якутии, тоже погибли. (15)Но смерть эта, при всей её тяжести, со смыслом. (16)Это подвиг, это смерть во имя торжества жизни.

(17)Можно ещё привести пример, как в институте вирусологии молодой кандидат наук привил себе вирус трахомы для того, чтобы до конца понять природу этой болезни, и это настоящий подвиг.

(18)Это люди выдающиеся, ситуации, в которых они прославляли себя и своё дело, тоже выдающиеся. (19)Но ведь не все могут быть геологами или работать с вирусами трахомы. (20)Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка и считать деньги в банке…

(21)И всё же мне кажется — есть место подвигу при любых занятиях, в любой обстановке. (22)Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. (23)Положение, в котором оказался этот мужественный человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, опустошенностью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.

(24)Жизнь пестра и многообразна. (25) На одном её полюсе горение и жажда знаний, на другом — трусость, равнодушие, пошлость. (26)К какому полюсу пойдёт человек, зависит от него самого.

(27)Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.

(по М.П. Дубинину)

Домашнее задание:

Напишите по данному тексту сочинение-рассуждение, опираясь на логические схемы, сделанные на уроке. Выразите свое отношение к проблеме, затронутой автором. Приведите примеры. Объем сочинения — не менее 100 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не проверяется и не оценивается. *При выполнении домашнего задания обратите внимание на то, что наши схемы — это схемы доказательства тезиса, а вступление и заключение вы продумываете дополнительно.

Приложение №2.

тезис

так как так как

2 довод

Предложение

1 довод

Предложение

Иллюстрация 1

Предложение

Иллюстрация 3

Предложение

Иллюстрация 2

Предложение

ПОЭТОМУ

ВЫВОД

Предложение №

3 довод

Предложение №

(микровывод)

Предложение

Иллюстрация 4

Предложение №

ГДЗ Сформулируйте и запишите тему данного текста. Составьте его план. Упр. 8, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Сформулируйте и запишите тему данного текста. Составьте его план.
 
Русский язык — один из наиболее распространённых и богатых языков мира, на которых говорят за пределами основной территории их распространения представители5 разных народов, общаясь не только с исконными5 носителями этих языков, но и между собой. <…>
Английский, русский и некоторые другие, так называемые мировые языки характеризуются не только спецификой общественных функций… но и сознательным выбором этих языков для изучения и использования  (признание «иностранным языком», то есть предметом преподавания в школах и вузах большинства стран;
юридическое признание «рабочим языком» в международных организациях, прежде всего в ООН2, на международных конгрессах и т. д.).
Русский язык по абсолютному числу владеющих5 им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, особенно родным, но глобальностьрасселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоёв населения в разных странах (например, научно-технической и творческой интеллигенции, административного аппарата). Большое значение имеет общечеловеческая значимость художественной литературы, всей культуры, созданной на данном языке. <…>
Как и другие языки широкого международного изучения и употребления, русский язык вошёл в «клуб мировых языков» в силу действия социальных и лингвистических факторов. Социальные факторы связываются со значением народа — носителя данного языка в истории человечества и его ролью, авторитетом в современном мире. <…>
Русский язык и другие «мировые языки» отличаются высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли. Информационная ценность есть качество самих элементов языка, но, естественно, она находится в тесной зависимости от количества и качества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях. <…>
(В. Костомаров)
 
Руководствуясь составленным вами планом, подготовьте устное сообщение на тему «Русский язык в современном мире». Прослушайте сообщения своих коллег. Есть ли что-то общее в ваших сообщениях? Если есть, то что именно?

Конспект урока по русскому языку на тему «Р.р. №26. Текст. Логика текста

6 класс, русский язык

Дата проведения: 02.04.19.

Урок № 157

Тема урока: Р.р. № 26. Текст. Логика текста.

Тип урока: урок развития речи.

Цель: обобщить сведения о тексте, известные учащимся по курсу 5-8 классов; дать определение текста; составить целостное представление о лингвистическом анализе текста; формировать и совершенствовать умения, развивать умение работать в парах; воспитывать умение внимательно слушать, уважать мнение другого человека.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Личностные УУД: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные УУД: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, учебник.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Формулировка темы урока учениками.

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

—  Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым

для жизни является, конечно, умение   ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? 

Текст — это единица синтаксиса, высказывание, которое состоит из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически.

Учитель: — А может ли текст состоять из одного предложения?

Ученик: — Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет»; на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.

Учитель: — Как вы считаете, для чего служит текст?

Ученик: — Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами.

Учитель: — Предположите, как будет называться функция, которую выполняет текст?

Ученик: — Коммуникативная.

Учитель: — Абсолютно верно.

Терминологический диктант.

Текст, абзац, микротема, тема текста, основная мысль, заголовок, ключевые слова, авторская позиция, основная мысль, последовательность, связность текста, завершенность текста, средства связи предложений в тексте.

Итак, текст представляет собой целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец как её завершение. Это сложное коммуникативное единство содержательной стороны и показателей его организации.

Целостность как свойство текста предполагает наличие у данной единицы какой-либо единой темы повествования. Эта тема может быть сформулирована как заглавие. Придумать заглавие к тексту крайне сложно, ведь оно должно, с одной стороны, отражать содержание всего текста, а с другой – быть воспринятым адресатом речи, понятным ему.

Учитель: — Сейчас вы поработаете парами. 

Задание следующее: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

(Варианты на карточках).

Варианты текстов.

1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.

2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина — самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.

3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.

Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …

Учитель: — Слушаем ваши ответы.

Ученик 1: — В первом варианте — набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.

Ученик 2: — Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений.
Ученик 3: — В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.

Учитель: — Всё верно. Молодцы. А теперь давайте вспомним, какими признаками обладает текст. Чуть позже проверим себя по схеме. (Ответы учащихся).

Учитель: — Какие приёмы можно ещё применить, работая с текстом?

Ученик: — Ещё текст можно разделить на абзацы и составить план.

Учитель: — С чем связано деление текста на абзацы?

Ученик: — Деление на абзацы связано с переходом от одной мысли к другой, со сменой событий, появлением новых персонажей и т. д.

Учитель: — Какие средства связи между предложениями в тексте вы знаете?

Ученик: — Лексические (синонимы, антонимы, повторения слов), грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов) и синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций).

Учитель: — А какие два вида (способа) грамматической связи предложений в тексте существуют?

Ученик: — Цепная и параллельная.

Учитель: — Чтобы вспомнить уже названные вами некоторые пункты из лингвистического разбора текста, выполним практическую работу.

Практическая работа.

Учитель: — Для анализа возьмём два текста. (Материал распечатан). (Слайд 5)

— Выполните работу в парах: определите средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразите это схематично.

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, — вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. (Д. Лихачёв)

Ученик:

— В первом тексте пять предложений.

— Средства связи предложений:

1 – 2 — повтор ключевого слова «художник».

2 – 3 – повтор ключевого слова «людям – люди», притяжательное местоимение «его».

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «люди – человек».

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением «тема – она».

— Связь – цепная.

 

Ученик:

— Во втором тексте пять предложений.

— Средства связи предложений:

— Повтор первого слова.

— Одинаковая конструкция предложений.

— Члены предложения выражены одинаковыми формами.

— Связь – параллельная.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть.

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Упражнение 460

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Тест «Верные и неверные высказывания» (тестовые задания у каждого учащегося).

Учитель

Ученик

Текст состоит из предложений

К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки

+
+

+
+
+
+

Выставление оценок.

Домашнее задание: упражнение 460 (задание 3).

План текста.

План текста

  • Прочитай текст.
  • Раздели текст на смысловые части (одна часть от другой отличается новым содержанием).
  • Перечитай первую часть, выдели в ней главное. Подбери к ней заголовок.
  • Таким образом, поработай над другими частями.
  • Запиши заголовки к каждой части (план).
  • Проверь себя:
  • прочитай план;
  • просмотри текст;
  • убедись в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Виды плана

  • Вопросный
  • Назывной
  • Тезисный
  • План – опорная схема
  • Комбинированный

Как правильно составить каждый из них?

Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

Например:

  • Кого поймали в море?
  • О чем плакала пойманная черепаха?
  • Почему черепаха плакала на самом деле?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например:

  • В море поймали черепаху.
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например:

  • Пойманная черепаха.
  • Черепашьи слезы.
  • Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

Например:

  • Черепаха
  • Слёзы.
  • Соль из воды.

Комбинированный

Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например:

  • Кого поймали в море?
  • Пойманная черепаха все время плачет.
  • Настоящая причина слёз черепахи.

Логическая схема текста

Основной тезис

Аргумент 1

Иллюстрация
1

Видовое
разнообразие биосферы уменьшается
в результате деятельности человека.

Использование
огня вызвало разрушение растительных
сообществ и уничтожение многих видов
животных в различных районах планеты.

Охотники
комбинировали разные способы охоты,
использовали огонь для загона и ловли
дичи и тем самым истребили многие
виды растений и животных.

Дальше составляйте
самостоятельно!

Вывод
(аналитическая оценка ситуации)

Дальнейшее
углубление экологического кризиса
может привести к переходу биосферы
в качественно новое состояние.
Необходима разработка и реализация
новых, не противоречащих законам
биосферы, способов ведения хозяйства
человеком.

2. Составьте логическую схему текста: Факторы, вызывающие изменения климата

Антропогенное
воздействие на климат может быть
преднамеренным, то есть сознательно
совершаемым, и непреднамеренным, то
есть непроизвольным, связанным с
человеческой деятельностью, пресдедующей
совсем иные цели.

Природные факторы
воздействия на климат можно разбить
на несколько групп: астрономические,
геофизические, метеорологические.
Группа астрономических факторов
включает светимость (радиацию) Солнца,
положение и движение Земли в Солнечной
системе, наклон её оси вращения к
плоскости орбиты и скорость вращения.
Это всё внешние климатообразующие
факторы, связанные с влиянием на движение
Земли других тел Солнечной системы и
определяющие инсоляцию (облучение
солнечной радиацией) и гравитационные
воздействия (создающие приливы-отливы
и колебания в движении Земли по её
орбите и вокруг собственной оси). Вполне
возможно, что глобальные колебания
климата в далёком прошлом нашей планеты
были связаны с изменениями параметров
земной орбиты и наклона земной оси.
Этой точки зрения придерживается группа
учёных – последователей югославского
астрофизика Миланковича.

Группа геофизических
факторов связана со свойствами Земли
как планеты: её размерами и массой,
внутренними источниками тепла,
собственными магнитными и гравитационными
полями, особенностями земной поверхности
и её взаимодействия с атмосферой.
Влияние факторов этой группы на
значительном отрезке времени, в течение
которого поверхность нашей планеты
сохраняет её современный вид, можно
считать стабильным. Однако в более
отдалённом прошлом оно могло существенно
изменять земной климат. Достаточно
указать на подвижность материков,
изменения в распределении участков
суши и морей, конфигурации и высоте
горных хребтов и т.п.

Наконец, группа
метеорологических фаторов охватывает
основные характеристики атмосферы и
гидросферы, их массу и химический
состав. Содержание в атмосфере
термодинамически активных примесей,
таких как вода и углекислый газ, а также
аэрозолей имеет решающее значение для
формирования земного климата, и колебания
их количества, возможно, являются
причиной колебаний климата нашей
планеты как в прошлом, так и в будущем
(«Познание продолжается»).

Что такое картинный план к сказке

Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?

Что это такое

В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.

Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.

Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.

Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.

Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.

Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.

Как составляется

Основных видов работы с картинными планами несколько:

  • с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
  • прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
  • комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.

Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:

  1. Прочитать произведение, определить его основную тему.
  2. Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
  3. Нарисовать картинки к каждой части текста.
  4. Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
  5. Попробовать по картинкам пересказать текст.

Какие требования предъявляются

Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:

  • Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
  • Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
  • Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
  • Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.

Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:

  1. Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
  2. Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
  3. Царевна выходит из леса к терему богатырей.
  4. Богатыри и царевна.
  5. Старушка дает царевне яблоко.
  6. Богатыри стоят возле мертвой царевны.
  7. Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
  8. Королевич Елисей нашел царевну.

Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.

Пример составления

Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.

Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:

  1. Начало. «Пришел невод с одною рыбкой…» — картинка со стариком и пойманной рыбкой на берегу спокойного моря.
  2. «Видит — море слегка разыгралось…» — картинка, где старик у моря с волнами и маленькими облачками.
  3. «Помутилося синее море…» — волны и облака.
  4. «Неспокойно синее море…» — темные тучи на небе, высокие волны.
  5. «Почернело синее море…» — темное небо, темное море с высокими волнами.
  6. «…на море черная буря…» — черные волны, ветер, шторм.

слов для написания текста Ознакомьтесь с текущими тенденциями. Бизнес-концепция для новейших технологий. Иллюстрация запаса

.

Другие стоковые иллюстрации

Ручка для письма jetzt

Облако слов технического письма.

Градиент от розового до оранжевого изолированного рукописного слова HELLO

Take it Easy Слово облако почерк концепции

Слово написания текста — здоровые привычки — из вырезанных букв на синем фоне.Заголовок, карточка, баннер с надписью. Психологический

Слово, написание ЧТО ВАША ИСТОРИЯ. Векторная иллюстрация концепции для рассказа личного прошлого опыта

Начать новую работу Написание слов Календарь День Дата

Текст для написания слов Лидерство на собственном примере. Бизнес-концепция Стать образцом для подражания для людей Обладать отличными качествами Звуковой динамик al

Дизайн шрифта для написания слов пчела с написанием пчелы

Дизайн шрифта для слова блестящий с милой девушкой, пишущей

Рукописное написание слов на греческом языке

4 июля День независимости слово почерк на красной и синей звезде

Написание слов.Объект Vector zentangle для украшения

Знак со словарным блоком и мальчик, пишущий

.

Прочтите текст еще раз, разделите его на логические части, дайте им название, составив план.

Выпишите из текста все предложения, выражающие основную идею (идеи) каждой логической части, сожмите их любым возможным способом (или перефразируйте, чтобы предложения были короче) и напишите 1) резюме и 2) аннотацию к текст.

Сделайте устное резюме текста.

ТЕКСТ 3 Наука и общество в США

Прежде чем вы прочитаете

1.Прокомментируйте высказывание: «Наука — мощный двигатель, с помощью которого гений немногих умножается талантами многих на благо всех».

А теперь прочтите текст и определите его основные положения.

Однако наука в том масштабе, в котором она существует и необходима сегодня, может поддерживаться только при большой общественной поддержке. Масштабная общественная поддержка будет оказана только в том случае, если наука и технологии будут удовлетворять насущные потребности общества.Интеллектуальный прогресс, измеряемый достижениями в конкретных научных дисциплинах, сам по себе недостаточен для получения такой поддержки. Возможно, так и должно быть, но это не так. Общественная поддержка науки может быть разумной политикой, но это не право.

Основная проблема заключается в том, что затраты на удовлетворение потребностей общества слишком высоки, а сроки их удовлетворения слишком велики. И идеалы, и прагматика американского общества основаны на улучшении качества жизни.Мы ожидаем лучшего здравоохранения, лучшего образования, экономической безопасности. Мы ожидаем прогресса в сокращении, если не полной ликвидации бедности, болезней и ухудшения состояния окружающей среды.

Прогресс в достижении этих целей в последнее время был удручающе медленным и все более дорогостоящим. Примерами могут служить высокие затраты на обеспечение и улучшение здравоохранения и образования.

Ситуация вызвала нестабильность в общественном мнении и настроениях, что отражает отсутствие уверенности в способности правительства и других секторов общества, включая науку и технологии, адекватно удовлетворять фундаментальные социальные потребности.

Если это настроение перерастет в недостаток видения, оптимизма, веры в будущее, это создаст огромную проблему для науки. Наука с ее приверженностью инновациям и расширению границ знаний — это дело будущего.

Перспективы науки вдохновляют. Физика конденсированного состояния начинается с материалов по дизайну, нанотехнологий и высокотемпературной сверхпроводимости, каждая из которых содержит семена новых отраслей промышленности, а также новое научное понимание.Молекулярная биология находится в полном расцвете с огромным потенциалом для дальнейшего интеллектуального прогресса, улучшения здоровья человека (а также растений и животных) и коммерциализации. Нейронауки, кажется, готовы к значительному прогрессу.

Исследования фундаментальных законов физики стремятся к вершине. Существует теория-кандидат — теория суперструн, которая предлагается как объединение всех известных фундаментальных сил в природе и которая, как предполагается, дает полное в принципе представление обо всех физических явлениях, вплоть до самых коротких расстояний, которые можно вообразить в настоящее время.На самых больших расстояниях наблюдательная астрономия обнаруживает метаструктуры, которые увеличивают архитектуру Вселенной, углубляя проблему космологии до ее разрешения.

В основе этого прогресса, а также прогресса в бесчисленном множестве других областей лежало появление научных вычислений как поддерживающей технологии.

Все это первоклассная наука. Всего этого недостаточно ни для предотвращения изменений, ни для обеспечения адекватной поддержки науки в нынешних условиях.Почему этого мало и что еще требуется — это тема специального расследования.

Обсуждение

3. Как бы вы ответили на вопросы?

1) Есть ли в тексте утверждения, с которыми вы не согласны? Кто они такие?

2) В курсе последних достижений в своей области науки? Кто они такие?

3) Как вы думаете, почему достижений науки недостаточно для обеспечения адекватной поддержки науки?

4) Если бы вы были у власти, что бы вы сделали для поддержки науки в России?

ОТДЕЛЕНИЕ II КАК ОТДЕЛЕНИЕ НАУКИ

ТЕКСТ 1.Что такое наука



: 2016-12-05; : 1119 | |


:

:

:

© 2015-2020 lektsii.org — -.

IELTS Reading Practice Test 1

Home / IELTS Reading Practice Test / IELTS Reading Practice Test 1 / Страница 4

IELTS-reading-practice-test-1 IELTS-reading-practice-test-1

Ответные ключи

Раздел 1
  1. Candlewax . Второй абзац, третье предложение. Пластик сравнивают с воском, оба становятся мягкими при воздействии высокой температуры.
  2. Синтетика . Последнее предложение второго абзаца. «Полностью» — это перефразирование «полностью» из текста, что затрудняет поиск при использовании ключевых слов.
  3. Химия . Абзац третий, второе предложение. Достижения в области химии способствовали развитию пластмассовой промышленности.
  1. Новалак . Абзац пятый, предложение номер два. Смола сложно перефразировать, что делает ее отличным ключевым словом. Обратите внимание на орфографию — Новалак нужно писать с заглавной буквы, как в тексте. Отсутствие капитализации будет рассматриваться как ошибка.
    Обратите внимание, что предыдущий абзац можно пропустить, поскольку он посвящен истории бакелита, который нам не нужен.Помните, что ответы в тексте следуют один за другим, а это означает, что вам не придется возвращаться к этому абзацу.
  2. Наполнители . Абзац пятый, четвертое предложение. Слова в скобках на схеме являются примерами пропущенного слова.
  3. Hexa . То же предложение, вторая его часть. Согласно тексту, «соединение аммиака и формальдегида» составляет этот материал. Вы смешиваете их и получаете гекса. Он соответствует схеме.
  4. Необработанный .Абзац пятый, предложение шестое. В тексте бакелит пишется с заглавной буквы, поэтому его довольно легко найти в качестве ключевого слова.
  5. Давление . Последнее предложение пятого абзаца. На последней стадии процесса применяется тепло и давление. Обратите внимание, как в тексте используется пассивный залог — материал подвергается нагреву и давлению.
  6. и 10. B и C (в любом порядке). Буква «C» встречается во втором предложении абзаца шестого. Используется отрицательная фраза, из-за которой вас будет труднее заметить.«B» — это тот же абзац, предложение четвертое. «Удобство» в этом ответе означает «легкость, готовность, отсутствие препятствий». «А» и «D» не упоминаются. Упоминается буква «E» — однако именно форма предметов из бакелита сделала стиль модным, а не предметы, пытающиеся следовать установленной тенденции.
  1. Истинно . Это очень редкий пример, когда вам нужно вернуться к тексту, чтобы ответить на этот вопрос. Абзац четвертый, последнее предложение. «Основные функции все еще используются».Использование даты в качестве ключевого слова поможет быстро найти ответ.
  2. Неверно . Пункт седьмой, первое предложение. «Относиться с пренебрежением» означает, что это не приветствовалось. Противоположность формулировке вопроса является правильной, поэтому ответ — «ложный».
  3. Неверно . Абзац седьмой, предложение номер четыре. «Ослепительная палитра оттенков», «больше не ограничивается серо-коричневыми» означает, что верно обратное — материал был доступен в очень широком диапазоне цветов.
Раздел 2
  1. Неверно .Последнее предложение первого абзаца. «Это бесполезно» — верно противоположное утверждение. Легко найти по имени автора в тексте — имена собственные, написанные с большой буквы, заметно выделяются.
  2. Не указано . Абзац второй, второе предложение. Платон считал это фактом превосходства, но это не обязательно означает интеллектуальное превосходство. Нет соответствующей информации, подтверждающей это выражение.
  3. Правда . Абзац второй, предложение номер три. Психическое напряжение «безопасно пробито» — это перефразированная версия «контролируемого высвобождения» из заявления.
  4. Неверно . Предложение третье во втором абзаце. Согласно тексту, верно обратное — большинство современных юмористических ученых используют в своей работе убеждения Аристотеля.
  5. Правда . Абзац третий, первое предложение. Ричи связывает способность понимать юмор с машинным рассуждением — он связывает шутки с искусственным интеллектом. Это верно.
  6. Не указано . В тексте нет упоминания о приемах комедиантов.
  7. Правда .Абзац пятый, четвертое предложение. Во время игры шимпанзе издают задыхающийся звук.
  1. Решение проблем . Абзац восьмой, второе предложение. На этот вопрос легко ответить, так как здесь присутствует анатомический термин, который невозможно перефразировать. Используйте его как ключевое слово, чтобы найти релевантную информацию в тексте.
  2. Височные доли . Абзац восьмой, предложение третье. Опять же, медицинский термин как ключевое слово помогает нам быстро и легко находить информацию.
  3. Оценка информации . Пункт восьмой, последнее предложение. Префронтальная кора упоминается в предыдущем предложении, а объяснение дается в следующем. Пусть это вас не смущает.
  1. С . Абзац девятый, предложение первое. Самый простой способ решить эту задачу — найти информацию о вопросе в тексте, а затем подобрать наиболее подходящий вариант из ответов. «Быстрая оценка» — синоним «быстрого реагирования».
  2. А .Пункт 10, предложение первое, его вторая часть. «Люди… реагируют на свои мысли».
  3. Ф . Последнее предложение пункта 10. Реакция человека на юмор зависит от его «мировоззрения» — личных взглядов, убеждений и предпочтений.
  4. Д . Пункт 11, последнее предложение. Здесь хорошо разбираться — значит хорошо понимать что-то. Они поймут механизм функционирования мозга.
Раздел 3
  1. Latin .Абзац первый, последнее предложение. «Выбранный язык» в тексте перефразируется как «lingua franca» — латинская фраза с аналогичным значением. Обратите внимание на использование заглавных букв — написание латиницы без первой заглавной буквы будет считаться ошибкой.
  2. Врачи . Пункт седьмой, последнее предложение. Поскольку математики упоминаются в задаче, предпочтительно использовать их как ключевые слова. Из контекста вопроса легко понять, что вам нужно искать другую профессию. Врачи упоминаются в предложении, следующем за математиками в тексте.
  3. Техническая терминология . Абзац восьмой, предложение два. Великобритания не упоминается в тексте, однако слово «английский» помогает нам ориентироваться и находить нужную информацию. Обратите внимание, что ответы на вопросы 30 и 31 необходимо давать в таком порядке, в котором информация дана в тексте.
  4. Грамматические ресурсы . Абзац восьмой, предложение третье. То же, что и в предыдущем вопросе. Имейте в виду, что изменить слова в тексте нельзя, поэтому «грамматический ресурс» будет считаться неправильным.
  5. Королевское общество . Восьмой абзац, предложение четвертое. «Связанный с» означает членство в определенной группе. Единственная группа, упомянутая здесь, — это Королевское общество. Обе буквы должны быть заглавными.
  6. Немецкий . Пункт 10, предложения два и три. Несложно догадаться, что английский сравнивают с другим языком. «Обгон» означает «проиграл», «меньше чем». Пишется с большой буквы G.
  7. Промышленная революция . Пункт 10, предложение четвертое.19 Century — ключевое слово, которое помогает найти нужную информацию в тексте. Это способствовало развитию в различных сферах, в том числе и в английском языке.
  1. Не указано . В третьем предложении абзаца два слово «конкурентоспособный» может побудить вас ответить «Верно». Однако «конкурентоспособный» здесь означает «сильный», а не «готовый конкурировать». Для этого и следующих вопросов мы должны вернуться к предыдущим абзацам.
  2. . Абзац второй, последнее предложение (часть вторая).Магнетизм упоминается только как вторичное открытие. Наиболее важный прогресс был достигнут в астрономии Коперником.
  3. Есть . Третий абзац, последнее предложение. Под «выражением идей» они подразумевали развитие лингвистики.
  1. Популярные . Абзац четвертый, второе предложение. Обратите внимание, насколько популярным является весь массив книг — энциклопедии, учебники, переводы и т. Д.
  2. Principia / Principia / Newton’s Principia / математический трактат .Абзац пятый, предложения один и два. Вам предоставляется возможность выбрать любой из этих ответов — все будут считаться правильными. Principia нужно писать с заглавной буквы, потому что это имя собственное.
  3. Местная / более местная / местная аудитория . Абзац шестой, предложение два. Опять же, вам дается множество правильных ответов. На этот раз заглавные буквы не нужны.

.

ознакомьтесь | смысл ознакомления в Longman Dictionary of Contemporary English

, она, он
Present
Я, вы, мы, они ознакомили
он, она, он ознакомил

> Посмотреть больше

Прошлое
Я, ты, он, она, оно, мы, они ознакомились
Настоящее совершенное
Я, ты, мы, они ознакомились
ознакомился
Прошлое совершенство
Я, ты, он, она, оно, мы, они ознакомился
Будущее
Я, ты, он, она, это, мы, они ознакомят
Future perfect
Я, ты, он, она, оно, мы, они ознакомятся

> Посмотреть меньше

Настоящее
I знакомлю
он, она знакомлю

> Посмотреть больше

вы, мы, они знакомят
Прошлое
Я, он, она, это ознакомил
вы, мы, они ознакомили

perfect
Я, вы, мы, они знакомились
he, she, it знакомили
Past perfect
I, you, he, she, it , мы, они были ознакомлены
Future
Я, ты, он, она, это, мы, они ознакомимся
Future perfect
Я, ты, он, она, оно, мы, они ознакомят

> Посмотреть меньше

.