План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану».

 — Я предлагаю вам сегодня для подготовки к изложению работать в группах. В конце урока поделитесь, легче ли вам было готовиться к изложению группой?

  • Работаем по плану. Знакомимся с текстом (читаю с экрана).

Перелётные гости

       Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.

  • Кто такие перепёлки? (Рассказ краткий про них – сначала дети, потом дополнение учителя)

      Обыкновенный перепел живёт в Европе, в России — на востоке до Байкала. Зимует в Южной Африке. Отлетают с конца августа по конец сентября. Люди много истребляли их из-за вкусного мяса. В Средней Азии перепелов держат в клетках как бойцовую птицу и ради «пения» — громкого токового крика.)

  • Определите  тему и главную мысль текста.  
  • Что сейчас надо делать  для подготовки к изложению? (разделить текст на части)

— Как вы думаете, сколько частей в тексте? Прочитайте первую часть. О чём речь в первой части?

— Прочитайте вторую часть. О чём во второй?

—  Прочитайте третью часть. О чём в третьей части?

  • Теперь составьте самостоятельно вопросы к каждой части, чтобы ответить можно было предложениями из текста. Первые две группы – к первой части. Другие две группы – ко второй. Пятая группа – к последней. Вопросы будете задавать другим группам.

 

Примерные вопросы к первой части:

Откуда летели перепёлки?

Каким был их путь?

Что произошло в пути?

С чем устали бороться птицы?

Куда они сели отдохнуть?        

 Примерные вопросы ко второй части:

1.Что сделали моряки?

2.Когда птицы начали клевать корм?

3.Как изменилась погода? Что произошло с морем?

4.Что сделали птицы?

 Примерные вопросы к третьей части:

1.Как птицы  готовились к полёту?

  • Теперь, договариваясь в группе, составьте план текста.

Возможный план:

1. Трудный полёт.

2.  Отдых на корабле.

3. Снова в путь.

  • Для каждой части подберите 3-4 слова для справок.

Перепёлки, бороться, присели, корабль.

Крошки, семечки, успокоилось, обогрелись.

Пёрышки, почистили, расправили.          

  • Что необходимо сделать ещё, чтобы подготовиться к изложению по этому тексту? Обратить внимание на орфограммы в словах.

— Какая орфограмма в этих словах? (на экране – летели,  перепёлки, бороться, отдохнуть, корабля,  клевать, успокоилось, взлетели). Проверяемые безударные

гласные в корне.

— Какая орфограмма в этих словах? (на экране – перепёлки, корабля, успокоилось, отдохнуть). Непроверяемые безударные гласные в корне.

— Какая орфограмма в этих словах? (на экране – застигла, отдохнуть, обогрелись, перелётные, почистили, расправили). Правописание приставок.

— Какая орфограмма в этих словах? (на экране – бороться, клевать, успокоилось, обогрелись, крылья). Правописание мягкого знака.

Все орфограммы объясняют коротко дети.

  • Физкультминутка.
  • Перескажите по плану в группах текст.
  • Пишите изложение самостоятельно по плану и ключевым словам.

Планы уроков по русскому языку 3 класс

Тема: Наша речь. Виды речи

Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Что такое речь?

— Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите учебник.

— Как он называется?

— Кто автор этого учебника?

— Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

— На с. 159 прочитайте содержание.

— Какой справочный материал есть в учебнике?

Упр. 1 (с.6).

Прочитайте стихотворение.

— Назовите тему стихотворения. (1 сентября)

— А какова главная мысль текста: (Шкода — к знаниям дорога.)

— Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)

Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

— А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)

А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте пословицы.

— Объясните их смысл.

— Какую речь вы бы назвали хорошей

— Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово

Мои друг, подумай не спеши.

Оно бывает то сурово

То рождено теплом души

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

— Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 4 (с. 7).

— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

— А дома я вам предлагаю записать свой текст.

2. Работа со словами из словаря

— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)

— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

— Объясните смысл выражений.

• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)

• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)

VI. Рефлексия

— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.

• Чтобы сообщить что-то другим людям.

• Чтобы выражать свои мысли.

• Чтобы люди общались друг с другом.

• Чтобы слова были связаны друг с другом.

• Чтобы обдумывать свои мысли.

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Какие виды речи вы знаете?

Домашнее задание

Упр. 4 (с. 7).

Тема: Наш язык

Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои сочинения.

— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)

— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)

— А когда писали? (Письменную.)

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык.)

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются такие слова?

— Чем отличается речь от языка?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).

— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 6 (с. 8).

— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.

На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык — значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.

Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.

Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.

— Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).

— Рассмотрите рисунки и прочитайте.

— Как называется такой текст? (Диалог.)

— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?

— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 9).

(Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).

— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.

— Назовите автора этих строк.

— А кто может продолжить это стихотворение?

— О каком времени года в нём говорится?

— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.

— Спишите стихотворение.

(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)

VIII. Рефлексия

— Какие задания вызвали затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое речь?

— Что такое язык?

Домашнее задание

Упр. 9 (с. 9). 18

Тема: Текст. Типы текстов

Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— О чём говорит А. И. Куприн?

— Объясните значение выделенных слов.

— Для чего нужен язык?

III. Актуализация знаний

— Разделите текст на предложения и запишите его.

Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.

— Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.

1) севера, резкий, с, дует, ветер

2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают

3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Лес обнажился, поля опустели.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Грустную думу наводит она…

Только не сжата полоска одна…

— Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)

— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)

— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.

• Это много предложений.

• Это предложение, записанное в тетрадь.

• Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.

Признаки текста

1. Текст состоит из группы предложений.

2. Предложения расположены в определённой последовательности.

3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).

4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).

5. Текст выражает законченную мысль.

6. Текст имеет название, заголовок.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).

— Прочитайте.

— Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

— О чём говорится в тексте?

— Определите главную мысль текста.

— Какое название подойдёт к этому тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?

Упр. 12 (с. 12-13).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Определите главную мысль текста.

— Сколько частей в этом тексте? (Три.)

— Почему текст разделён на части?

— Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.

— Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.

— Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.

— Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?

VI Физкультминутка.

VII Продолжение работы по теме урока

1.Работа по учебнику

— Рассмотрите схему нас. 13. Назовите типы текстов.

— Kакой текст называется текстом-повествованием?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?

— Какой текст называется текстом-описанием?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

— Какой текст называется текстом-рассуждением?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр. 13 (с. 13).

(Работа в парах. Проверка.)

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.)

— Докажите.

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.)

— Докажите.

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

2. Работа с текстом

— Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Мимо города большого:

Он бежит себе в волнах

Пушки с пристани палят,

Ветер по морю гуляет

Кораблю пристать велят.

Мимо острова крутого,

И кораблик подгоняет;

Кораблю пристать велят.

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)

VIII. Рефлексия

— Прочитайте. Определите тип каждого текста.

Сластёна

Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.

Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.

Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.

По А. Дорохову

Янтарь

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.

Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

По В. Сейраняну

— Какой тип текста вы ещё знаете?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что вы знаете о тексте?

— Как отличить текст от набора предложений?

Домашнее задание

Составить и записать текст-описание животного.

Тема: Текст

Цели: формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты.

— К какому типу текста относится ваш текст? (Это текст-описание.)

— Какие слова вам помогли описать животное?

— Какие типы текстов вы ещё знаете? (Текст-повествование, текст-рассуждение.)

III. Актуализация знаний

1. Работа в парах

— Разделите текст на три части.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

Прочитайте текст по частям. Обоснуйте.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек.

Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и тучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.

Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

2. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 1, с. 6-9)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. С утра до вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.

По И. Шахраю

— Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор. (Сутра до вечера моросил мелкий дождь.)

— Определите тип текста.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 14 (с. 14).

— Прочитайте предложения. Составьте текст. (Работа в парах.)

— Прочитайте текст, который вы составили. Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

— Как вы озаглавили ваш текст?

— О чём говорится в тексте?

— Определите его главную мысль.

— Назовите тип текста. (Текст-описание.)

— Какие вопросы можно поставить к тексту? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

— Объясните значение выделенных слов.

— Назовите имена прилагательные. Какую роль они выполняют?

2. Работа со словами из словаря

— Отгадайте загадки.

Прижались тесно к брату брат,

В зелёных гнёздышках сидят,

Гнёздышки искусные,

А братишки вкусные. (Орех.)

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке —

Берегите, детки, зубки! (Орешник.)

— Найдите слова орех и орешник в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом орех, запишите.

— Запомните, как пишутся эти слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 15 (с. 14).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Назовите тип текста. (Текст-рассуждение.)

— Какой вопрос можно поставить к тексту? (Почему?)

— Найдите слова с выделенными орфограммами. Объясните их написание.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные в первом предложении.

— Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?

2. Самостоятельная работа

— Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова. Определите тип текста.

Очень красив лес в осенние … . Солнечные лучи … верхушки деревьев. С берёз падают лёгкие … листочки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших….

(Проверка.)

VIII. Рефлексия

— Определите тип текста по данным заголовкам.

• «Почему нельзя разорять птичьи гнёзда?»;

• «Как мы с папой ходили в зоопарк»;

• «Красив русский лес!»

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое текст?

Домашнее задание

Упр. 16 (с. 14).

Тема: Предложение

Цели: повторить изученное ранее о предложении; формировать умение распознавать предложения и группы слов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты.

— Чей рассказ вам понравился? Почему?

— Назовите тип текста.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Так пробежало лето.

Приближалась длинная холодная зима.

Всё лето прожила Дюймовочка в лесу.

Прошла и осень.

Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

1) Небо, по, облака, плывут, белые.

2) Высоко в небе летят журавли.

— Чем отличаются записи?

— Что записано под цифрой 1? Докажите. (Слова. Они не связаны между собой.)

— А под цифрой 2? Докажите. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение изученного о предложении

(Работа в парах.)

— Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными. Объясните свой выбор. (Утверждения записаны на доске.)

1) Предложение — это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

2) Предложение не может состоять из одного слова.

3) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

4) Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

5) В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

— Под какими цифрами записаны верные утверждения? (1,3,5.)

2. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись?

— Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Как обозначаются начало и конец предложения?

Упр. 18 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили?

— Как составить из слов предложение?

— Выполните задания.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Как вы обозначили начало и конец каждого предложения?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 16.

— Что такое предложение?

— Что выражает предложение?

— Составьте любое предложение. Запишите его.

— Подчеркните главные члены предложения.

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 19 (с. 16).

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Какое название подойдёт к этому тексту? Придумайте. (Далее беседа по вопросам упражнения.)

— Что такое диалог?

— Найдите в тексте диалог.

— Как оформляется диалог в тексте?

— Прочитайте диалог по ролям.

— Запишите его.

VIII. Рефлексия

— Чем группа слов отличается от предложения?

— Прочитайте. Определите, какой из данных текстов является диалогом.

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Дятел, дятел — мой приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги мне, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

— Чем отличается монолог от диалога?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу».

Тема: Виды предложений по цели высказывания

Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».)

— Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

Наступила золотая осень.

Туча на появилась небе.

Петух клюёт зерно.

Корабль стоит у.

Яркое солнце светит на небе и греет землю.

Зелёная трава.

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске карточки с закрытыми буквами.)

п

р

Е

Д

л

о

ж

Е

Н

И

Е

— Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)

— Из чего состоит текст? (Из предложений.)

— Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

— Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)

— Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)

— Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)

— Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)

— Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)

— Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)

— Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)

— Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.

— Прочитайте слово, которое получилось.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа

— Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки.

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (Восклицательный знак.)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (Вопросительный знак.)

Загораживает Путь,

Предлагает Отдохнуть. (Точка.)

2. Работа по учебнику Упр. 20 (с. 17).

— Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

— Какие знаки стоят в конце п

Обучение составлению плана текста. Изложение по рассказу Н.Сладкова. 3-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока

— Ребята, вам в жизни очень часто приходится рассказывать о том, что вы видели, читали, что услышали от других? (Да, очень часто)

— Как нужно уметь строить свой рассказ? (Умело, понятно, красиво и правильно)

— Почему? (Иначе собеседники тебя не поймут. Человека, который умеет интересно рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим).

— На уроках литературного чтения, окружающего мира вы учитесь пересказывать текст устно. На уроке развития речи-письменно.

Сегодня мы с вами продолжим накапливать опыт изложения (выделить голосом) и построения своей письменной речи, напишем… изложение (дети называют вид работы) по рассказу Н. И.Сладкова, вспомним секреты писателей.

— Запишите в тетрадях число и название работы.

— А что такое «изложение»? (Устный или письменный пересказ текста.)

— Все ли секреты письменного изложения текста нам известны? (Да, нет, не знаем, надо проверить.)

— Итак, нам предстоит узнать, есть ли новый секрет пересказа? Какой? (вопрос фиксируется на доске) (Cлайд 2)

II. Повторение знаний о тексте. Развитие образов-представлений. Работа в группах

1. Развитие образов- представлений

— Предметом нашего разговора сегодня на уроке будет…

— Отгадайте загадку, о ком она?

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой! (Слайд 3)

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

Рис.1 (Слайд 4)

— Как вы догадались, что это хомяк? (По «кладовке» за щекой)

— А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, краткий отчёт о проектах, которые учащиеся выполняли ранее на уроке окружающего мира) (Приложение 1) (Слайд 5)

Предлагаю вам ещё несколько строк о хомяке. Прочитайте их и выполните задание в группе.

2. Работа в группах (учащиеся читают текст, отвечают на вопросы, моделируют признаки текста) (Слайд 6-7)

Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:

Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.

Вопросы:

  1. Чем является этот отрывок? Докажите.
  2. Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
  3. Порядок предложений строго определённый или нет?
  4. Какова тема этого текста? А основная мысль?
  5. Как бы вы озаглавили этот текст?
  6. К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо

3. Отчёт о проделанной работе в группе (Слайд 8)

— Чем является этот отрывок? (Текстом)

— Докажите. Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в тексте есть тема и основная мысль.)

Связаны ли предложения в данном отрывке? (Да)

— Каким образом? (По смыслу. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, т.е. как бы цепляется за него.)

— Можно ли поменять данный порядок предложений? (Нет). Он строго определённый? (Да)

— Какова тема этого текста? (Чем питается хомяк.)

— А основная мысль? (Каким умным и хитрым способом хомяк доносит до норы себе еду с помощью щёк-«мешков».)

— Как бы вы озаглавили этот текст? («Щёки-мешки», «Ну и щёки!», «Как донести еду?» и т.д.)

— К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо рассказывается, повествуется, говорится, что произошло.)

4. Анализ модели «Текст. Признаки текста». Преобразование модели (Приложение 2) (Слайд 9)

III. Наблюдение над особенностями текста-повествования

— О чём же вы узнали из текста? (Как уносит хомяк еду к себе в норку, чем питается)

— Хотите узнать ещё про этого забавного зверька? (Слайд 10)

— Послушайте, какой рассказ о догадливом, находчивом, удивительно умном хомяке написал Н. Сладков, уже известный нам автор, умело наблюдающий за проделками и проказами животных в природе.

  1. Чтение текста учителем (См. учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка», 3 класс, 2 часть, упр.393, с.19)
  2. Анализ услышанного

— Какие чувства вызвал у вас этот текс? (Ещё больше удивились и узнали о догадках животного.)

— Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема совпадает с предыдущей, основная мысль- какой способ придумает хомяк, чтобы донести находку до жилища, до своей норки.)

— В этом тексте отсутствует последнее предложение. Может быть, вы догадаетесь, что сделал зверёк? (Учащиеся предлагают свои варианты концовки текста.)

— Откройте учебник на стр. 19 и рассмотрите иллюстрацию. Как же поступил хомяк? (Мордочкой стал подталкивать яйцо.)

— Послушайте, как закончил рассказ автор: «Уперся в яйцо лбом и покатил к себе в нору».

— У кого совпала своя концовка текста с авторской?

— Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, выдумку, смекалку, находчивость, сообразительность и решительность.)

— Решение хомячка необычное, оно приятно удивляет, восхищает, приводит в восторг.

— Выразите своё отношение к хомячку: удивление, восхищение. Закончите эти предложения, выражающие удивление, восхищение (предложения даны в учебнике: Вот так…! Вот какой…! Ну и…!)

(Вот так хомяк! Вот какой догадливый! Ну и хомяк!)

— Какой приём использует Н. Сладков в своём рассказе? (Олицетворение)

— Да, олицетворяя животных, автор пробуждает у нас наблюдательность и интерес к природе. И, вместе с тем, сблизив поведение животных с человеческим, помогает раскрыть человека и понять себя: а как бы мы поступили в этом случае?

3. Подбор заголовка к тексту

— У рассказа нет названия. Придумайте его. Можно использовать составленные восклицательные предложения. (Слайд 11)

— Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.

IV. Усвоение новых знаний. Составление плана текста. Введение нового понятия «план текста». Составление алгоритма. Работа в парах

1. Введение нового понятия

— Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.

— Просмотрите текст самостоятельно и понаблюдайте за тем, как он построен. (Он состоит из 4 частей)

— Как эти 4 части выделены? (Красной строкой)

— О чём рассказывается в каждой? (В первой-о том, что хомяк нашёл птичье гнездо; во второй-описание находки; в третьей-как быть с находкой, как поступить, действия зверька, в четвёртой-о догадке хомячка)

— Найдите у автора слова, которыми можно назвать то главное, о чём говорится в частях. Если вы запишите зти слова в столбик под номерами, у вас получится план текста.

— Запишите эти главные слова, пункты плана, к себе в тетрадь.

План

  1. Птичье гнездо. 
  2. Вот так находка! 
  3. Как быть?
  4. Догадался! (Слайд12)

(Учащиеся читают текст по частям, находят главные слова. В результате этой работы появляется запись плана на доске и в тетрадях)

— Итак, что же такое план и как он может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа? (План-названия частей текста, расположенные по порядку. Он помогает излагать мысли по порядку, последовательно.)

— Для чего он нужен? (Чтобы не забыть, о чём по порядку нужно рассказывать.)

2. Проверка вывода по образцу

— Прочитайте первую часть правила на с.21. Такой ли вывод вы сделали? (Да)

3. Закрепление найденного способа действия. Составление алгоритма. Работа в парах

— Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста, проговорив «шаги» действий в парах.

(Алгоритм: (Слайд 13)

  1. Выделили части и определили, о чём в них говорится.
  2. Назвали каждую часть по её теме или главной мысли и записали названия.)

4. Чтение алгоритма составления плана по учебнику

— Прочитайте вторую часть правила на с.21. Такой ли вывод мы сделали?

— Какой же новый секрет письменного изложения текста узнали? (Составление плана при пересказе.)

V. Физкультминутка (Слайд 14)

Хомка, хомка, хомячок –

Пятнистый бочок. (Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево)

Хомка раненько встает, (Потягиваясь, поднять руки вверх)

Щечки моет, шейку трет. (Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки)

Подметает Хомка хатку (Выполнять движения в соответствии с текстом)

И выходит на зарядку. (Маршировать)

Раз-два-три-четыре-пять, (Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях)

Хочет Хомка сильным стать! (Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)

VI. Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану. Объяснение орфограмм (Слайд15)

— Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.

— Прочитайте первую часть. Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк – он)

— Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка!)

— От чьего имени писатель использует это первое восклицательное предложение во второй части? (От имени хомячка)

— Прочитайте побудительное восклицательное предложение. (Тащи и пируй!)

— К кому автор его обращает? (Тоже к зверьку)

— Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…”. На что они указывают? (На препятствие, что что-то не получается, на невыполнимость и трудность действия.)

— Зачем повторяются глаголы в третьей части? Это ошибка? (Нет, чтобы передать тяжёлую для хомячка работу.)

— Какие знаки препинания поставите в этом предложении?

— Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос? (От имени хомячка)

— Прочитайте четвёртую часть. Почему первое предложение в этой части восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье, нашёл выход.)

— Перечитайте текст, находя и объясняя орфограммы

— Какие орфограммы встретились? (Учащиеся называют слова с орфограммами, устно проверяют их.)

— Представь, будто ты наблюдал(а) за хомяком, видел(а) всё, о чём рассказал писатель, а теперь пересказываешь эту историю другим. Запиши её. Составленный план тебе поможет. В конце рассказа можешь выразить своё отношение к зверьку.

VI. Самостоятельная работа учащихся (Приложение 3) (Слайд16)

VII. Контроль и самопроверка

— Не забудьте проверить свои работы!

VIII. Домашнее задание (Слайд17)

— Поищите в книгах (акцент на выставку книг о животных) рассказы о проделках животных и прочитайте. Один из них перескажите кому-нибудь из близких. Можете составить план текста и записать его.

IХ. Рефлексия и итог урока (Слайд18)

— Подведём итоги. Какую задачу решали на уроке развития речи? (Решали, есть ли новый секрет хорошего пересказа текста.)

— Открыли этот секрет? (Да)

— Какой? (Умение составлять план текста)

— Когда нам это пригодится? (При хорошем пересказе и рассказе)

— Оцените себя, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана:

  • научился составлять
  • ещё испытываю трудности
  • не научился

— Какие же новые действия теперь будете выполнять при работе над текстом? Для чего?

— Что было трудным на уроке? Почему? А интересным?

— Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу. Молодцы! Урок закончен.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс): 3 класс. Конспект урока по русскому языку » Составление текста по сюжетным рисункам».

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

1 мин.

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

Тихо сядут девочки и ещё тише сядут мальчики.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний

Наглядный:

наблюдения учащихся

Словесный:

рассказ

3 мин.

Ребята, сегодня совушка сочиняла рассказ, но подумал ветер и все картинки перемешал, давайте ей поможем составить картинки в правильном порядке. Я вам рассказываю рассказ, а вы мне говорите последовательность картинок.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка.

Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать.

Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос.

У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост.

 Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос.

Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как здорово! Вы очень быстро помогли совушке!

Составляют в правильном порядке картинки.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Постановка учебной задачи

Наглядный:

Иллюстрация

Словесный:

учебный диалог

5 мин.

Посмотрите на доску ещё раз.

Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание мы будем сегодня выполнять?

— Совершенно верно, мы будем описывать картинки

— Предположите, какую тему мы с вами сегодня будем изучать?

— Совершенно верно, тема нашего урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

— Чему вы научитесь?

— А какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

— Верно. Нашей целью будет: научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

— Сначала давайте определим план  работы.

— Для чего нужен нам план работы?

— Прочитайте памятку на слайде

— Памятка

1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать. Озаглавлю текст.

2. Определю части, озаглавлю.

3. Продумаю содержание каждой части.

4. Подберу слова, чтобы описание было точным и ярким.

5. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.

6. Напишу рассказ, проверю.

— Рассмотрите картинки. О чём же будет наш рассказ?

— Верно. Какой общей темой можно их объединить?

 — Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено?

— Как можно озаглавить рассказ?

— Хорошо

— А какие заголовки отражают тему?

— Совершенно верно. Назовём наш рассказ «Зонтик»

— Ребята, а какого типа будет наш текст: повествование или описание?

— А почему?

Составлять по картинкам рассказ

— Тема нашего урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

— Мы научимся составлять рассказ по картинкам

— Цель урока — научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

Слушают учителя

— План работы отражает нашу работу

Читают памятку на слайде

— Наш рассказ будет о девочке, у которой улетел зонтик

— На всех картинках изображён зонтик

— В заголовке должна быть отражена тема и основная мысль

Варианты детей: «Гроза», «Зонтик», «Злые вороны»

— Название «Зонтик»

— Наш  текст будет типа повествование, потому что у него будет сюжет и мы будем составлять рассказ по картинкам, а не описывать их

Р: целеполагание.

Р:планирование.

«Открытие» детьми  нового знания

Наглядный:

иллюстрация

Наглядный:

Наблюдения учащихся.

 8мин.

— Составление плана.

— Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?

— Совершенно верно

— Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять?

— Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит?

— Как озаглавим эту часть?

— Ребята, а как мы напишем слово гроза? Докажите

 

На доске появляется заголовок части

 — Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события?

— Как напишем слово «порыв»? Докажите

 — Скажите, что почувствовала девочка?

 — Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное.

На доске появляется заголовок части 

— Что случилось дальше?

— Как напишем слово «ворона»? Почему?

— Хорошо

 Озаглавьте эту часть.

На доске появляется заголовок части 

— И что же изображено на четвёртой картинке?

— Как мы озаглавим эту часть?

— Как напишем слово «гнездо»? Почему?

— Молодцы, ребята!

Составляют план вместе с учителем

— План рассказа

— Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок

— Девочка гуляла и налетела гроза. Она укрылась от дождя под зонтом

— Озаглавим «Внезапная гроза»

— Напишем грОза, проверочное слово грОзы

— Сильный порыв ветра вырвал зонтик из рук девочки

— Напишу пОрыВ, приставка по и пров.слово порыВы

— Девочка была огорчена, она пыталась поймать свой зонтик

— Озаглавим «Сильный ветер»

— Зонтик отнесло к деревьям, где его подхватила ворона.

— Напишем «вОрОна», проверочные слова «вОроны» и «ворОны».

— Озаглавим «Ворона и зонт»

— Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо. Спустя некоторое время новое жилище наполнилось пищащими птенцами.

— Озаглавим «Новое гнездо»

— Напишем гнЕздо, проверочное слово гнЁзда.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Динамическая пауза

1 мин.

Влево, вправо повернитесь, на соседа оглянитесь.

Чтобы стать ещё шустрее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

Приседания у нас, приседает целый класс.

Напоследок, всем известно, как всегда, — ходьба на месте.

От разминки польза есть? Что ж, пора за парты сесть.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

Первичное закрепление

Практический:

учебно-производственный труд

словесный:

разъяснения

5 мин.

— Для чего нам нужен план?

 — Посмотрите на доску, что у нас получилось?

                                       План

1. Внезапная гроза

2. Сильный ветер

3. Ворона и зонт

4. Новое гнездо

— Сколько у нас получилось частей по плану?

 — Как отделить одну часть от другой?

— Молодцы.

— Нам нужен план для того, чтобы вспомнить главные моменты сочинения, чтобы события излагать по порядку.

Прочитывают план

— У нас получилось четыре части

— Писать с красной строки

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический-выполнение задания

7 мин.

— Ребята, а кто попробует сейчас повторить нам рассказ полностью?

— А все остальные внимательно слушают и запоминают, чтобы потом было проще написать рассказ.

Запись текста.    

— Напишите, пожалуйста,  название нашего с вами рассказа.

— А теперь готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе.

 — Проверьте грамотность написанного текста.

Повторяют рассказ

Слушают учителя

«Зонтик»

      Девочка гуляла во дворе.  Началась  гроза.  Девочка укрылась от дождя под зонтом.

      Вдруг сильный порыв ветра вырвал зонтик у неё из рук. Зонтик отнесло к деревьям.

      Там его подхватила ворона. Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо.

      Через некоторое время новое жилище наполнилось птенцами.

П: структурирование знаний

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Включение в систему знаний

Словесный:рассказ

2 мин.

— Закончили работу. Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы некоторые зачитали свои рассказы.

— Кто желает? (2-3 человека заслушиваются). После прослушивания сочинения следует анализ по плану: первый анализ осуществляется совместно с детьми, затем лишь учитывается анализ детей. — Давайте проанализируем с вами рассказ вашего товарища по критериям:

— Соответствие плану.

— Грамотность речи.

— Наличие фактических ошибок.

Вы все большие молодцы!

Заканчивают работу

Слушают учителя

Зачитывают получившиеся рассказы

Анализируют ответы одноклассников

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Рефлексия деятельности

Словесный-беседа

2 мин.

— А теперь подведём итоги.

— Над какой темой мы с вами сегодня работали?

— Какую цель мы ставили на урок?

— Достигли ли мы поставленных целей?

—  Было ли сложно? Почему?

— Получился ли рассказ «Зонтик»?

— Что помогло вам составить рассказ?

–  Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

— Мы работали над темой: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

— Цель урока — научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

— Да, получился

— Картинки помогли нам составить рассказ

Дополняют фразы

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.

алгоритм, последовательность работы с младшими школьниками

Детей учат работать с текстом, начиная с 1 класса. Очень важно, чтобы школьники понимали прочитанное, умели ориентироваться в структуре материала, выделять главные мысли. Для этой цели им предлагается составить план текста. Как правильно сделать это, мы выясним в данной статье.

Алгоритм действий

План — это последовательное отражение всех ключевых моментов текста в предельно краткой формулировке. Опираясь на него, можно пересказать произведение, не искажая его содержания. Но далеко не все школьники знают, как составить план текста.

папа с сыном учат уроки

Рассмотрим алгоритм, которого лучше придерживаться при выполнении задания:

  1. Прочтите текст, стараясь вникнуть в его смысл.
  2. Разбейте его на смысловые части. Это могут быть главы или абзацы. В каждой выделите основную мысль, которую нужно сформулировать одним предложением.
  3. Придумайте короткие заголовки.
  4. Проверьте, не пропустили ли вы важные моменты или мысли, не нарушены ли логические связи.
  5. Запишите отредактированный план в тетрадь.

Младшим школьникам трудно увидеть в тексте главное. В таком случае можно вручить им простой карандаш и предложить нарисовать схематичные комиксы, отражающие смысл прочитанного. Картинки раскладываются по порядку. Пусть ребенок решит, какие из них можно убрать, чтобы комикс остался понятным. Таким образом, будут выделены основные мысли, останется только придумать подписи к пиктограммам.

дети пишут на уроке

Классификация

Мы выяснили, как составить план текста. Теперь поговорим о заголовках. Все планы можно разделить на:

  • Вопросные. К каждой выделенной части нужно задать вопрос («Кто слепил Колобка?»).
  • Тезисные. Главная идея смысловой части выражается в виде короткого предложения («Бабка лепит Колобка»).
  • Назывные. При формулировке тезиса используются существительные и прилагательные («Лепка Колобка»).
  • Опорные схемы. Школьник выбирает из текста слова или словосочетания, которые, по его мнению, несут на себе самую большую смысловую нагрузку (1. Старик со старухой; 2. Состряпала Колобок; 3. Взял да и покатился; 4. Заяц; 5. Волк; 6. Медведь; 7. Лиса).
  • Комбинированные. При формулировке пунктов используются несколько перечисленных способов.

Деление по сложности

Размышляя над тем, как составить план текста, помните, что он может быть как простым, так и развернутым (сложным). Все зависит от того, насколько глубоко читатель хочет проникнуть в содержание произведения.

При составлении простого плана текст делится на основные части, для которых затем придумываются заголовки. Это может выглядеть так:

  1. Маша заблудилась.
  2. В плену у медведя.
  3. Медведь несет короб с девочкой.
  4. Собаки прогоняют медведя.

дети занимаются с учителем

В сложном плане основные части подразделяются на более мелкие. Соответственно, пункты тоже разбиваются на подпункты, благодаря чему структура текста отражается более полно. Вот как выглядит сложный план той же сказки:

  1. В лес по грибы: а) Маша уходит с подружками. б) Девочка заблудилась.
  2. Избушка медведя: а) Домик в чаще. б) Маша работает у медведя.
  3. План побега: а) Медведь соглашается отнести гостинцы в деревню. б) Маша печет пирожки. в) Девочка прячется в короб.
  4. Медведь идет в деревню: а) Маша не дает медведю есть пирожки; б) Дом дедушки и бабушки; в) Медведь убегает от собак; г) Радостная встреча.

Работа по составлению плана с младшими школьниками

Ученикам начальной школы в силу возраста трудно выделить в тексте основные мысли. Много проблем вызывает у них и формулировка заголовков. Поэтому формирование необходимых навыков ведется постепенно. План текста по русскому языку (например, перед написанием изложения) сначала дается в готовом виде. Дети учатся соотносить заголовки и части произведения. Можно разрезать лист с напечатанным на нем небольшим рассказом на абзацы и попросить школьника собрать его. Так ребенок научится лучше ориентироваться в структуре произведения.

класс на уроке

В последующем используются и другие приемы работы с планом текста. В конспект уроков по русскому языку, чтению и окружающему миру систематически включаются следующие задания:

  • отгадать произведение по готовому плану;
  • в правильном порядке разложить картинки к сказке, исключить лишние;
  • сравнить между собой разные вида планов, составленные по одному и тому же тексту;
  • найти ошибки или неточности в готовом плане;
  • отредактировать заголовки, подобрать к ним синонимы.

Согласно требованиям школьной программы, дети должны научиться составлять план текста во втором классе. Этот навык пригодится им на всем протяжении школьной и студенческой жизни. Благодаря ему у ребятишек развивается логика, а также они овладевают навыками работы с информацией.

План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему: Единый временной план текста.

                                                         Занятие 24.

                                 Единый временной план текста.

          ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО

  • Ответь на шуточные вопросы:
  1. Какую часть лица на корабле найдём? ___________________
  2. Какую часть слова можно в земле найти? ________________
  3. Что можно от пальто отрезать и к реке приставить?_________
  4. Какой частью горы можно волосы расчёсывать?____________
  5. Какую часть обуви найдём у горы? ______________________
  6. Что можно найти у ребёнка, стола, гриба и циркуля? ________
  7. По какому головному убору молотком бьют? ______________

                        ТЕРПЕНИЕ  И  ТРУД  ДИВНЫЕ  ВСХОДЫ  ДАЮТ

Задание № 1. Прочитай отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди»                                                                                    

                                                        Лебеди.

        Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая. Над  водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

      Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

      Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он  взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в  месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.

          Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой в светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылысь из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

              Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.

             Лебедь вытянул шею, взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.                                   Л. Толстой

  • Определи тип текста. __________________________________
  •  Найди и подчеркни в этом тексте глаголы, определи их время.                                                                
  • Случайно ли автор все глаголы употребил в прошедшем времени? Для чего он это сделал, если мы представляем всё происходящее в настоящем времени?

__________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАПОМНИ!  Употребление глаголов в одном и том же времени в текстах с цепной и параллельной связью называется единым временным планом.

Задание № 2.Может ли в тексте изменяться временной план? Прочитай текст, раздели его на части, определи время глаголов в каждой части.

   У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Меняют к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими становятся у белок их спинки и пышные хвосты.

       Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжёлые шишки.

      Много забот будет летом у белок. Выкормить маленьких бельчат, собрать, спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.

                                                И. Соколов-Микитов

  • Как ты думаешь, почему автор для каждой части употребил свой временной план?

_________________________________________________________

  • Сделай вывод о том, от чего зависит выбор временного плана в тексте.

________________________________________________________________________________________________________________

ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

 Задание № 3.  Давай поиграем!  «Как зовут мальчика?»

  Четыре девочки встретили во дворе незнакомого мальчика и спросили, как его зовут. Мальчик попросил девочек назвать ему их имена. Узнав, что девочек зовут Лена, Валя, Поля, Рита, мальчик немного подумал и сказал: «Моё имя, как и ваше, состоит из четырёх букв. Начинается оно с первой буквы имени одной из вас, вторая буква совпадает со второй другого имени, третья буква совпадает с третьей буквой ещё одного имени, а последняя буква является последней буквой четвёртого имени. Теперь вы знаете, как меня зовут». Назови и ты имя мальчика.

_________________________________________________

     

             

     

   

                                                 

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по развитию речи. Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

Сл: слово учителя

Пр.: запись в тетради

≈ 1  мин

— Здравствуйте! Присаживайтесь.

— Откройте тетради для творческих работ, запишите число, изложение.

Настраиваться на урок

Записывать число, тему урока

Л: эмоционально настраиваться на урок

2.

Мотивационный

Сл.: отгадывание загадки, ребуса

Сл.: ответы на вопросы

Работа с книгой: чтение

≈ 2  мин

— Отгадайте загадку:

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы

Он, мурлыча, песнь поет –

Только мышь его боится, угадали –это…? (Кот)

— Разгадайте ребус:

Петя, -Ух!

На слайде изображения кота и петуха.

— Предположите, как они могут жить друг с другом?

— Как вы думаете, о ком мы сегодня будем писать?

-Для того, чтобы подтвердить наши предположения об этих героях, прочитайте текст на с.56

— Какая тема текста?

Отгадывать загадку, ребус

Рассматривать иллюстрации

Определять главного героя

Читать текст в учебнике

сохранять учебную цель и задачу;

2.

Постановка учебной задачи

Работа с книгой: озаглавливание текста

Сл.: беседа по содержанию текста

Работа с книгой: определение части

Нагл.: рассматривание иллюстрации

Пр.: соотнесение части текста с иллюстрацией  

Сл: беседа по содержанию текста

Работа с книгой: составление плана

Сл.: беседа по содержанию

Работа с книгой: озаглавливание

Сл.: пересказ части

Работа с книгой: чтение части

Сл.: анализ части, ответы на вопросы

Пр.: опорные слова

Работа с книгой: пересказ

Сл.: чтение части

Сл.: отв. на вопросы, анализ части

Работа с частью: пересказ по опорам

1 мин

1 мин

1 мин

1-1,5 мин

1 мин

1 мин

1 мин

3 мин

3 мин

3 мин

1 мин

 — Как можно озаглавить данный текст? (Куры в саду, вкусная каша и  т.д.)

-запишите понравившийся заголовок.

— назовите главную мысль текста. (кот ходил как хозяин и сторож)

— Давайте определим, какой тип текста- повествование, описание или рассуждение?

Текст-повествование:

1. задача текста

Рассказать о каком –либо событии.

2. Вопросы к тексту

Что? Где? С кем происходит?

— С чего начинается текст?

— На сколько частей можно разделить этот текст?

— Посмотрите на иллюстрации.

На 1-ом рисунке, что мы видим? Где в тексте об этом говорится? В какой части об этом может говориться?

— С каких слов начинается? (однажды кот)

Каким предложением заканчивается часть? (они стали склевывать с тарелок кашу)

— Смотрим на 2 рисунок. Что на нем происходит?

Этот рисунок к какой части относится? Где она начинается? с каких слов?(Кот прокрался…)

Где заканчивается часть? (от петуха летели пыль и пух)

— К какой части относится 3 рисунок? (ко второй)

— Что на нем изображено? (мчался петух, а кот его бил передней лапой по спине)

— Где начинается последняя часть? С каких слов? (С тех пор…)

И заканчивается последним предложением.

Давайте с вами составим план.

Работа над частью.

— Прочитай первую часть. (1 ученик)

— О чем говорится в этой части? (о благородном поступке кота, о курах в саду)

— Что значит благородный?  (делать благо, добро)

— найдите слово, которое говорит о том, как куры попали в сад. (влезли)

— Что стали делать куры в саду? (склевывать кашу)

— Где стояла каша? (в тарелках на столе в саду)

— Озаглавьте эту часть. (Куры в саду)

— Посмотрите на опорные слова и на выделенные орфограммы. Давайте прочитаем вместе.

— Кто может пересказать часть по (опорным) словарным словам?

Опоры:  Однажды, совершил, благородный, влезли, склёвывать из тарелок

— Прочитай вторую часть текста.

— О чем говорится в этой части? (о том, как кот прокрался и наказал кур, как он побил петуха)

— Как можно озаглавить эту часть? (наказание и погоня)

— Найдите слово, которое говорит о том, как кот подошел к курам. (прокрался)

— Что сделали куры, когда кот прыгнул на стол? (взлетели с писком, бросились удирать)

— Что значит «удирать»?  Чем отличается от «убегать»?

— Что значит «мчатся»? (очень быстро передвигать) Кто мчался впереди? Что делал кот за петухом, прочитайте это слово. (нёсся)

— как вы понимаете это слово? (быстро бежал за петухом)

— Что делал кот с петухом? (бил передней лапой по спине, что от того летели у петуха пыль и пух)

— Посмотрите на опорные слова и на выделенные орфограммы. Давайте прочитаем вместе.

Опоры: прокрался, прыгнул, взлетели, удирать, впереди,  нёсся,  

— Кто может пересказать часть по (опорным) словарным словам?

— Переходим к работе над следующей частью.

— Прочитай третью часть текста.

— О чем говорится в этой части? (о том, как кот стал ходить как сторож и хозяин в саду и дома, а куры его боялись)

— Что говорит автор о курах? (опасались воровать)

— Чем закончилась эта история?

— Как можно озаглавить эту часть? (сторож)

— посмотрите на последнее предложение. Что вы увидели? (запятая перед союзом как)

Опоры: опасались, воровать, по дому и саду ,как хозяин и сторож.

— Кто может пересказать эту часть?

-С какого слова начинается каждый абзац?

1- Однажды кот…

2- Кот прокрался…

3-С тех пор…

Озаглавливание текста

Отвечать на вопросы; делать выводы;

Читать текст

Отвечать на вопросы

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Анализировать текст

Определять часть текста

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Отвечать на вопросы

Определять часть текста

Рассматривать иллюстрацию к тексту

Отвечать на вопросы

Определять часть текста

Составлять план текста

Отвечать

на вопросы

Озаглавливать часть текста

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Читать часть текста

Анализировать часть;

Отвечать на вопросы;

Пересказывать текст по опорам

Разбирать начало каждого абзаца

Уяснить значение каждого абзаца, выяснить, какой  абзац главный

способствовать формированию умения 

обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

сохранять учебную цель и задачу;

формулирование

выводов;  определение основной и

второстепенной инфо-рмации;

ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание).

К:  уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения,

3.

Физминутка

Пр.: упражнения

≈ 1-2 мин

— Повторяйте за мной движения.

Повторять движения за учителем

Л: установка на ЗОЖ

4.

Решение частных задач

Работа с планом: пересказ  по плану

Работа с книгой: чтение, изложение

Пр: письменное упр.

Сл.: чтение изложения, анализ изложения

≈ 3

Мин

1 мин

12 мин

1 мин

1 мин

— Перескажите текст по опорам (плану).

План:

  1. Куры в саду
  2. Наказание и погоня
  3. Сторож

— Прочитайте текст, закройте учебники, начинайте писать изложение. Пишем каждую часть с красной строки, также вам помогут план и слова на доске.

Учащиеся пишут изложение.

Учитель выслушивает 1-2 учеников у доски, остальные дополняют ответы учащихся.

— проанализируйте пересказ данного текста:

* Насколько полно было передано содержание текста?

* Насколько он был последователен?

* Какие ошибки были допущены?

Пересказывать текст по опорам

Писать изложение

Воспроизводить собственный текст

Исправлять ошибки

сохранять учебную цель и задачу;

уметь излагать свой текст,

5.

Итог урока

Сл.: отв.на вопросы

Рефлексия

≈ 3 мин

— Что мы сегодня сделали на уроке?

— какая задача стояла перед нами?

— Кто желает  прочитать получившиеся изложения?

— кому было трудно писать изложение?

— Кто совсем не справился?

— Молодцы! Урок окончен!

Читать текст изложения

Л: применять полученные в жизни, на других уроках

планы уроков по лингвистике 3-го класса

Посмотрите наши демонстрации уроков

Переключить меню

Регистрация
Войти
Поиск
Поиск Time4Learning

Поиск Time4Learning

Войти / Зарегистрироваться
Call Time4Learning

Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас

  • Учебный план
  • Предметы
  • Обучение на дому
  • Ресурсы
  • Как это работает
  • Посмотреть демонстрацию
  • Учебная программа по классу
  • дошкольный

  • элементарный

  • Средняя школа

  • Старшие классы средней школы

  • Область применения и последовательность
  • Языковые Искусства

  • математический

  • Наука

  • Социальные исследования

  • факультативных

.

Начало изучения русского языка

Ключ к изучению любого языка — погрузиться в язык. Старайтесь немного учиться каждый день, если это возможно.
Даже если вы просматриваете только одно или два слова в день.
Если вы хотите начать, вы можете перейти прямо к уроку 1.
На этой странице вы найдете несколько советов, которые помогут вам выучить русский язык.

Что мы предлагаем

1 — Бесплатные уроки с аудио. Начните с Урока 1.

2 — Бесплатные видео, которые помогут вам учиться.Посетите нас на YouTube. Убедитесь, что вы подписались!

3 — Бесплатный справочник русской грамматики.

4 — страница в Facebook, чтобы помочь вам быть в курсе нашего сайта.

5 — Форумы, которые помогут вам выучить и обсудить русский язык.

Гораздо больше, убедитесь, что вы смотрите вокруг! Все бесплатно!

О русском языке

Некоторые люди говорят, что русский язык трудно выучить. Это не совсем так, изучать русский язык не сложнее, чем изучать другие языки.Основная трудность для многих людей — это изучение новой грамматической структуры. Если вы изучали другие языки раньше, вы уже знакомы с некоторыми из этих концепций грамматики, такими как пол и падеж.

На самом деле, есть много вещей, которые делают русский язык легче в изучении, чем другие языки. Ключ должен использовать эти вещи в ваших интересах. Вот некоторые вещи, которые делают русский язык легче.

1. Как только вы выучите алфавит, вы можете произносить почти все слова довольно точно.С русским произношение обычно довольно ясно из письменной формы слова.

2. В русском языке не используются сложные структуры предложений, такие как английский. Обычно вы можете сказать именно то, что вы хотите, всего несколькими словами. Например, на английском языке, чтобы быть вежливым, мы говорили бы что-то вроде «не могли бы вы передать мне соль», однако на русском языке они говорили бы что-то более простое, например «дайте соль, пожалуйста». Говорить так прямо может даже показаться необычным для говорящего на английском языке, однако это совершенно нормально, просто добавьте слово «пожалуйста», чтобы быть вежливым.Это позволяет легко сказать, что вы хотите по-русски, и это, вероятно, будет правильно. Меньше слов также облегчает слушание людей, так как вы можете просто выбрать важные слова.

3. Русский использует кейс систему. Вместо строгого порядка слов в предложениях, как в английском, вам просто нужно изменить концы существительных. Это делает русский язык очень выразительным, потому что вы можете подчеркнуть точку, изменив порядок слов в предложении. Это также поможет вам понять, что люди пытаются сказать.

4. Русские статьи не используют. (Как «а» и «the»)

5. Русский язык имеет меньше времен, чем английский. Русский не беспокоит разница между «я бегал», «я бегал» и т. Д.

Советы, которые помогут вам выучить русский язык

Мы рекомендуем вам попробовать и погрузиться в язык. Добавьте этот сайт в закладки и по возможности возьмите новый урок. Вот еще несколько идей, которые могут помочь вам учиться.

1. Вы должны практиковаться в написании и разговоре по-русски.Даже если вы говорите только с собой. Это поможет ему остаться в вашей памяти.

2. После того, как вы сделали урок, просмотрите его в ту ночь. Если вы просматриваете что-то в тот же день, вы, скорее всего, запомните это. Особенно, если вы делаете это перед сном.

3. В течение всего дня, когда вы говорите что-то по-английски, старайтесь думать, как бы вы сказали это по-русски.

4. Попробуйте распечатать уроки и расположить их там, где вы их увидите, например, в туалете, в душе (где он не промокнет) или за рабочим столом.

5. Держите свои уроки с собой. Просмотрите их, когда вам скучно или что-то ждет. Например, в поезде или в чьей-то машине.
Вы даже можете попробовать сделать небольшие флеш-карты с русским словом на одной стороне и английским на другой. Держите их в кармане и проверяйте себя на нескольких словах, когда у вас есть такая возможность.

6. Важно выучить слово или фразу с «русского на английский», а также с «английского на русский». Таким образом, вы будете помнить, как это сказать, а не просто узнавать, когда слышите это.

7. Самое главное, когда у вас есть шанс: практикуйтесь! Никогда не бойся делать ошибки. Все делают! Люди, которые делают большинство ошибок, учатся больше всего. Всегда пытайтесь объяснить, что вы хотите, даже если это занимает время. Даже искать русских, которые не говорят по-английски, и пытаться говорить с ними. У вас может не быть возможности практиковаться дома, поэтому, если вы путешествуете по России, тренируйтесь столько, сколько сможете.

8. Присоединяйтесь к нашему разделу форумов и попрактикуйтесь в написании вещей на русском языке. Чтобы выучить русский язык, вы должны практиковаться.В частности, вы должны практиковаться в письме и речи, чтобы научиться выражать себя. Иначе улучшится только ваше чтение. Вы должны написать и говорить!

Удачи!

Если вы хотите прочитать немного больше о русском языке, вы можете взглянуть на один из наших продвинутых уроков, где русский язык обсуждается носителем русского языка. Но не волнуйтесь, он также переведен на английский. Вы также можете нажать кнопку воспроизведения, чтобы прослушать, как это звучит.Когда вы будете готовы начать изучать русский язык, просто вернитесь к уроку 1.
(Ссылка: Статья: Русский язык)

Урок 1 — Русский алфавит
Уроки Меню
Домашняя страница

.

ресурсов для 3-4 классов — ReadWriteThink

Home ›Ресурсы для классов› 3-4 классы

Марки К — 12 | Студент Интерактив

Этот интерактивный инструмент позволяет учащимся создавать диаграммы Венна, которые содержат два или три перекрывающихся круга, что позволяет им логически организовать свою информацию.

оценки 2 — 5 | План урока

Представьте, что словарный запас может ожить одним нажатием кнопки! Студенты создают видео постеры, чтобы продемонстрировать знание новой экономической лексики.

больше

Stapleless Book

Stapleless Book можно использовать для заметок во время чтения, создания книжек с картинками, сбора фактов или создания словарных буклетов., , возможности безграничны!

«Сломанные сказки»

С помощью инструмента «Сломанные сказки» студентам предлагается создавать свои собственные сломанные сказки.

Acrostic Poems

Этот онлайн-инструмент позволяет студентам изучать и писать акростические стихи.Элементы процесса написания также включены.

Theme Poems

Ранее известный как Shape Poems, этот онлайн-инструмент позволяет ученикам начальной школы писать стихи в различных формах.

больше

Профессиональное развитие

больше

Истории сообщества

,

Планы уроков по английскому языку для 7-го класса

Посмотрите наши демонстрации уроков

Переключить меню

Регистрация
Войти
Поиск
Поиск Time4Learning

Поиск Time4Learning

Войти / Зарегистрироваться
Call Time4Learning

Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас

  • Учебный план
  • Предметы
  • Обучение на дому
  • Ресурсы
  • Как это работает
  • Посмотреть демонстрацию
  • Учебная программа по классу
  • дошкольный

  • элементарный

  • Средняя школа

  • Старшие классы средней школы

  • Область применения и последовательность
  • Языковые Искусства

  • математический

  • Наука

  • Социальные исследования

  • факультативных

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2024 © Все права защищены.