Содержание

О недопустимостит постановки перед экспертами вопросов правового характера

Здравствуйте Татьяна. 

Вопрос конечно  некорректен. Такое ощущение, что судья сам подталкивает к мысли, что есть нарушение прав противной стороны.

Моё мнение: стоит дождаться результатов экспертизы и посмотреть, что ответить. Если эксперт будет приглашен в судебное заседание, у Вас будет право задать ему вопросы. Эксперт скорее всего просто не сможет на данный вопрос ответить, так как не знает материалов дела фактически. А если даже ответит, дополнительными вопросами можно выяснить какую компетенцию он вообще имеет, чтобы утверждать что то однозначно. 

Да и экспертиза это одна из форм доказывания, которая по ГПК не имеет заранее установленной силы и рассматривается наряду с другими доказательствами. 

Статья 187. Исследование заключения эксперта. Назначение дополнительной или повторной экспертизы
1. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут быть заданы вопросы. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого назначена экспертиза, его представитель, а затем задают вопросы другие лица, участвующие в деле, их представители. В случае, если экспертиза назначена по инициативе суда, первым задает вопросы эксперту истец, его представитель. Судьи вправе задавать вопросы эксперту в любой момент его допроса. Суд может провести допрос эксперта путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

 2. Заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы. Несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении суда по делу либо в определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы, проводимой в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 87 настоящего Кодекса.

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты? | Право | Общество

В Российской Федерации официальные документы, принятые государственными органами, должностными лицами, муниципальными органами, носят общее название «нормативные правовые акты». Они содержат правовые нормы или общие установления, которые, как правило, рассчитаны на длительное применение и распространяются на неопределенный круг лиц. 

Какие бывают нормативные правовые акты?

Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.

Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.).

Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.

Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.

Что такое указ?

Согласно Конституции, президент РФ может издавать указы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам. Как правило, такие указы издаются в том случае, если те или иные отношения не урегулированы законом, т. е. существует правовой пробел. Одними из последних подобных документов стали указы президента «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и др.

Что такое постановление?

Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.

Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума. 

Что такое распоряжение?

Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

В отличие от указа и постановления распоряжение издается по оперативным текущим вопросам и, как правило, не носит нормативного характера. Например, распоряжение президента РФ от 07.10.2019 г. № 340-рп посвящено проведению семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в 2019 году. 

Помимо органов власти, распоряжения могут издавать руководители различных организаций для разрешения оперативных вопросов. Этот документ является обязательным для указанных в нем сотрудников либо всех работников организации.

Что такое приказ?

Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности. 

Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

Смотрите также:

Правовая коллизия. Каким законам и юридическим нормам отдавать предпочтение

Юридическая (правовая) коллизия – это разногласие между двумя или более действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими один и тот же вопрос. Также коллизией называют противоречие между выполнением органами власти своих полномочий в процессе правоприменения.

В международном праве юридическая коллизия понимается, как разногласие между гражданскими нормами разных государств.

СодержаниеПоказать

💡 Особенности юридических коллизий

Очень часто правовые коллизии путают со схожими юридическими понятиями – пробелом в праве, юридическим конфликтом и конкуренцией юридических норм. На самом деле, несмотря на кажущуюся внешнюю похожесть, это термины, обозначающие совершенно разные явления:

  1. Пробел в праве – в отличие от коллизии, которая означает расхождение между имеющимися нормами, пробел означает частичное или полное отсутствие законодательных норм, необходимых для разрешения того или иного правового вопроса.
  2. Юридический конфликт – в отличие от коллизии, которая возникает между нормативными предписаниями, юридический конфликт возникает между субъектами по поводу толкования, применения или создания правовых норм. В данном случае коллизия может являться только причиной или следствием юридического конфликта.
  3. Конкуренция юридических норм – в таком случае происходит незначительное несоответствие между общими и специальными правовыми нормами, регулирующими один и тот же вопрос. Данные нормы не противоречат друг другу в отличие от коллизии, а эффект конкуренции возникает вследствие конкретизации, детализации и прочих малозначительных аспектов регулирования того или иного вопроса.

⚡ Почему они появляются?

Причины появления коллизий можно разделить на две большие группы – объективные (иногда их называют естественными) и субъективные.

К объективным причинам можно отнести активное развитие общественных отношений и общую консервативность правовых норм, не успевающих за динамикой отношений. В результате появляется необходимость изменить или дополнить правовые нормы, регулирующие те или иные общественные отношения, но коррективы вносятся несвоевременно. Возникает противоречие между ранее действующими юридическими нормами и потребностями нового правового оформления изменившейся ситуации.

Также к объективным причинам появления коллизий относится существование нормативно-правовых актов, которые были приняты в разное время, в разной общественной обстановке, и при этом уже устаревшие акты оказались неотмененными.

К субъективным причинам относятся недостаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников правоприменительных органов, размытость правотворческих полномочий государственных органов и отдельных должностных лиц, общий невысокий уровень правовой культуры, размытость при формулировании юридических предписаний и т. д. В результате один и тот же вопрос решается субъектами права по-разному.

Вы лично сталкивались с юридическими коллизиями?

Нет, вообще впервые услышал(а), что такое бываетДа, вместе с юристами пришлось кропотливо разбираться в вопросеДумаю, все эти коллизии простых людей не касаются

👇 Виды разногласий

В современном праве чаще всего встречаются следующие виды юридических коллизий:

  1. Между нормативно-правовыми актами – чаще всего встречаются противоречия между законами и подзаконными актами. Также бывают коллизии между федеральными актами и актами субъектов, между Конституцией и иными правовыми нормами и т. д.
  2. Между актами применения права – противоречия при выполнении одних и тех же законодательных предписаний.
  3. Между компетенцией или полномочиями субъектов права – в данном случае под субъектами понимаются органы власти или должностные лица.
  4. Между юридическими процедурами – противоречия при выполнении того или иного процессуального действия, порядок проведения которого регламентирован законами и подзаконными актами.
  5. Между нормами национального и международного права.

⭐ Влияние на правовую систему и права граждан

Юридические коллизии имеют явное негативное влияние на правовую систему, мешая ей нормально развиваться и работать. Вследствие существующих противоречий могут быть ущемлены права граждан.

Юридические коллизии мешают правовому регулированию и правоприменению, создавая трудности не только для граждан, но и для должностных лиц. Из-за возникновения коллизий человек, не обладающих достаточными профессиональными знаниями, может испытывать трудности при попытке обратиться к законодательным документам или воспользоваться своими правами.

Принятые нормативно-правовые акты, противоречащие друг другу, тормозят реализацию прописанных в них положений. Также они создают питательную среду для законодательных злоупотреблений.

🔎 Как выбрать правовую норму

На практике при возникновении юридических коллизий нужно из нескольких противоречащих друг другу норм выбрать одну. Вопрос решается следующим образом:

  1. Если разногласия возникли между нормативно-правовыми актами, выпущенными разными органами, то предпочтение отдается тому, который обладает наибольшей правовой силой и занимает более высокое положение в правовой иерархии. Например, при противоречии между законом и подзаконным актом выбор всегда будет сделан в пользу закона.
  2. Если разногласия возникли между нормативно-правовыми актами, выпущенными одним органом по одному и тому же вопросу, но в разное время, то всегда ориентируются на последний выпущенный нормативно-правовой документ. При решении вопросов всегда опираются на нормы, прописанные в последнем по хронологии нормативно-правовом акте, а все возможные разногласия с прежними версиями автоматически отменяются.
  3. Если разногласия возникли между нормативно-правовыми актами федерального значения и нормативно-правовыми актами федеральных субъектов, то предпочтение всегда отдается федеральным актам.
  4. Если разногласия возникли между общим и специальным нормативно-правовым актом одного уровня, то приоритет отдается специальному. Если же разногласия возникли между общим и специальным нормативно-правовым актом разного уровня, то приоритет отдается общему.

В некоторых случаях юридическая коллизия решается путем судебного разбирательства, чаще всего – с привлечением Конституционного суда РФ, чьи решения носят нормативно-регулирующий характер. Также возможно создание согласительной комиссии в случае, когда коллизия возникла между органами государственной власти.

Как подать в суд через интернет. Пошаговая инструкция

Подробнее

Кто имеет право на бесплатную юридическую помощь

Читать

На какие доходы граждан не может быть обращено судебное взыскание

Смотреть

❗ Мнение эксперта

Мнение эксперта

Светлана Асадова

Эксперт в сфере права и финансов

Для решения правовых коллизий в отечественном праве большое значение имело Постановление Конституционного суда №13-П от 29.06.2004. Именно в данном Постановлении было указано, как решать распространенную коллизию, когда разногласия возникали между федеральными законами. Поскольку это акты одинаковой юридической силы и было непонятно, какому акту и почему отдавать предпочтение, КС пояснил, что каждый последующий закон отменяет предыдущий в случае, если между ними возникают разночтения. Это правило должно действовать даже тогда, когда во вновь принятом законе нет положений об отмене предыдущего.

Также большую роль в судебной практике при разрешении коллизий сыграло давнее решение Верховного суда РФ №ГКПИ01-1167 от 07.08.2001, где было недвусмысленно указано, что при наличии специальной нормы, регулирующей те или иные правовые отношения, приоритетной является именно специальная норма независимо от времени ее принятия.


Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Специальный корреспондент сайта ZakonGuru

Правовой акт — что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Что такое нормативный акт

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Фото №1

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды актов

Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.

Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.

В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.

Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.

Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.

Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.

Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.

В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное голосование − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества. Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже. Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Фото №2

Основные проблемы российской системы права

В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

  1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
  2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
  3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Как действуют законы

Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.

Статья была полезна?

0,00 (оценок: 0)

8. Признаки правовой нормы и её отличие от других социальных норм

Отличие норм права от других социальных норм

Нормы права отличаются от иных социальных норм как по содержанию, так и по форме:

  1. нормы права всегда чётко определены и общеобязательны. Нормы морали, например, предполагают толкование и возможность поступать по собственному разумению без правовых последствий.
  2. Нормы права всегда закрепляются в письменной форме. Иные социальные нормы могут существовать и на уровне незакреплённых правил поведения, которым следуют по традиции, например.
  3. Нормы права устанавливаются или санкционируются государством. Нормы морали складываются в сознании людей, по сути, стихийно, в ходе развития общества.
  4. Государство может управлять правовыми нормами волевым изъявлением. Управление нормами морали или этикета осуществляется самим обществом.
  5. Нарушение норм права влечёт за собой юридическую ответственность. Нарушение иных социальных норм предполагает лишь общественное порицание.

Основные признаки правовой нормы

Для правовой нормы характерен ряд признаков.

Правовые нормы:

• исходят от государства или подтверждаются им;
• реализуются, контролируются, охраняются, обеспечиваются государством;
• носят общеобязательный, неперсонифицированный характер: не имеют конкретного адресата;
• распространяются на неопределённый круг лиц, предусмотренный в норме права или нормативно-правовом акте;
• обладают формальной определённостью, то есть письменно зафиксированы в источниках права.

 

Обрати внимание!

Существует правило: «Незнание закона не освобождает от ответственности»;

• рассчитаны на неоднократное применение;
• распространяются на неопределённое количество сходных, типичных случаев;
• регулируют определённую разновидность наиболее важных общественных отношений;
• обладают системностью, то есть неразрывно связаны между собой; без учёта этих связей норма права не может правильно применяться;
• устанавливаются в определённом, предусмотренном законом порядке — это называется процедурность.

• обладают открытостью и общедоступностью, то есть каждый субъект может ознакомиться с правовыми нормами.

 

Обрати внимание!

Все нормативно-правовые акты — законы и подзаконные акты — обязательны к опубликованию в официальных источниках СМИ.

Признаки правового и противоправного закона — Студопедия

Тема 1 — Вопрос 6

Соотношение права и закона

Вопрос о соотношении права и закона до сих пор вызывает много споров. Одна из точек зрения сводится к тождественности права и закона; основной аргумент её сторонников: право обретает жизнь, лишь становясь законом, следовательно, вне закона права быть не может.

Другая точка зрения заключается в утверждении, что право нельзя сводить лишь к нормам, так как оно включает в себя и естественное право (прежде всего, социально-правовые притязания человека), не обязательно фиксируемое в законах.

Третья точка зрения, поддерживаемая авторами настоящего издания, настаивает на том, что, поскольку право – это продукт общества, а закон – продукт государства, право не бывает неправым, тогда как закон может быть и правым, и неправым, завися прежде всего от государственной власти.

Разграничение права и закона – не просто методологический приём, необходимый для уяснения их сущности. Оно имеет глубокий гуманистический смысл, ибо позволяет констатировать, что право как содержание закона выступает критерием его качества. Именно благодаря праву мы имеем возможность отличать законы правовые от неправовых, справедливые от несправедливых, гуманные от антигуманных.

Юридический закон – это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Если закон соответствует праву, то он приобретает силу устрашающей санкции. Но и такие санкции – запретительные, устрашающие, карательные – всегда, даже в периоды смут (междоусобиц, местнического самочинства, передела собственности, массовых грабежей, погромов и т.д.), должны опираться на права личности на жизнь, собственность, благополучие.



Основой и источником юридического закона служит право. И именно поэтому действие закона носит всеобщий характер, распространяется на каждого. Не должен закон делить людей на «юпитеров» и «быков», как и не должно быть, говоря словами Ж.-Ж. Руссо, «всеобщего равенства в бесправии». Иначе он становится антиправовым, что неизбежно оборачивается тоталитаризмом, абсолютизмом, порождает атмосферу верноподданничества, угодничества, конформизма, «телефонного права». В таких случаях закон и право несовместимы. Именно это наблюдалось во времена сталинских репрессий, когда весь народ оказался «врагом народа».


Для понимания соотношения права и закона важное значение имеет учёт степени социокультурной политико-правовой развитости не только общества и государства, но и личности, ибо право и законы не существуют вне человека. А судить о развитости личности позволяют юридические права-свободы: совести, слова, собственности, личной неприкосновенности, передвижения и др. В соответствии с этой взаимосвязью человека и его прав и должно реализовываться законотворчество. Отрадно, что именно такое правовое начало заложено в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Право как сила обретает жизнь через юридические законы и государственную власть. В этом аспекте саму власть следует понимать как силу, санкционированную правом. В настоящее время перед нашим обществом стоит задача создания правового государства. Это как раз и означает иметь государство как силу, которая санкционируется правом, а также иметь право, которое существует только в законах, носящих, в свою очередь, правовой характер.

Юристы и философы тщательно исследуют феномен правового принуждения, его основные характеристики (обоснованность, реальность, законность, справедливость) и формы (проверка документов, административное задержание, привод, обыск и пр.).

Неправовая сила принуждения государственной власти проявляется в неправовых законах. Впрочем, российская правовая действительность знает и иную форму неправового принуждения: когда формально законы выступают как правовые, но государственной властью они игнорируются, а то и открыто нарушаются.

Таким образом, действенность государственной власти во многом определяется тем, что собою представляет государство – и как субъект власти, и как субъект права. Государство – юридическое лицо, но не простое, а по своему социальному предназначению существующее ради граждан и через граждан. Следовательно, оно имеет не частно-правовой, а публично-правовой характер, и призвано употребить свою власть на то, чтобы посредством юридических законов создать правовые условия для своих граждан, обеспечить правопорядок в обществе. Правовое государство обязано через силу права дать человеку возможность не только жить, но жить достойно. Магистральный путь реализации этой социальной задачи – соединение силы права с силой закона.

Понятие правового закона

Правовой закон есть адекватное отражение сущностных характеристик права, то есть общеобязательную систему норм всеобщего равенства, свободы и справедливости.

Следует подчеркнуть, что это именно сущностное определение правового закона, не затрагивающее правовое содержание (потому что, оно изменяется с течением времени). Данное определение носит общий характер и распространяется на все типы и системы позитивного права, правда, лишь в той мере и постольку, в какой и поскольку последние соответствуют объективной природе и требованиям права и действительно отражают право, а не произвол. Поэтому данное определение выступает также как масштаб и критерий для проверки и оценки правового качества, практически действующих систем и типов позитивного права, для определения того, действительно ли речь идет о позитивизации права или формы права и закона используются в антиправовых целях, для прикрытия произвола и насильственного установления тирании, деспотизма и тоталитаризма.

 

Признаки правового и противоправного закона

В философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления (из правовых явлений), предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметная область философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) — это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве.

Существенное своеобразие такого различения и соотношения сущности и явления в сфере права обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) носит объективный характер, а право как явление носит официально-властный (и в этом смысле субъективный) характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Поэтому закон ( позитивное право ), т.е. то, что в официально-властном (государственном) порядке установлено и считается принудительно-обязательным правом, может как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, правовым законом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть неправовым явлением, неправовым, лжеправовым, правонарушающим, противоправным законом)

С учетом данного обстоятельства приведенное определение предметной области философии права можно сформулировать в следующей более конкретной форме: предмет философии права — это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.

При этом под правом имеется в виду право как сущность, т.е. присущая только праву как особому социальному явлению и специфическому регулятору объективная по своей природе правовая сущность , независящая от воли или произвола законодателя (государства), а под законом как официально-властным явлением имеется в виду все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. принудительно-обязательные установления (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и, следовательно, могут как соответствовать, так и не соответствовать сущности права (праву как сущности). Иначе говоря, под законом в контексте различения права и закона имеется в виду закон в собирательном смысле, т.е. все то, что обладает законной силой, является официально-обязательным.

Искомое философией права единство правовой сущности (права как сущности) и права как явления (официально-властно установленного правового явления в виде принудительно-обязательного закона, позитивного права) — это правовой закон, правовое позитивное право, т.е. такое государственно установленное, обладающее принудительно-обязательной (юридической) силой официально действующее право (позитивное право), которое соответствует правовой сущности (праву как сущности) и, следовательно, представляет собой не просто и не только официально-властное явление, но официально-властное правовое явление, государственную форму надлежащего выражения (внешнего проявления) правовой сущности в правовом явлении.

 

not legal — определение — английский

Примеры предложений с «not legal», память переводов

eurlex-diff-2018-06-20Эти Рекомендации не являются частью Соглашения и, следовательно, не имеют юридической силы.OpenSubtitles2018.v3Поскольку это незаконно. Giga-frenAdoption Agencies Деятельность агентств по усыновлению незаконна в Казахстане. UN-2 Более того, кажется, что права человека должны применяться к физическим лицам, а не к юридическим лицам.OpenSubtitles2018.v3 Юридически аудитория не имеет права на правду.UN-2 Местные органы планирования могут отклонить отрицательный совет HSE, поскольку его совет не является юридически обязательным.OpenSubtitles2018.v3Она никогда не даст мне того, что не обязана по закону. Giga-fren • AIP не имеет юридической силы.Giga-fren Хотя AIP не имеет обязательной юридической силы, он представляет собой широкий консенсус по большинству основных вопросов. mea.gov.in Мы сделали то же самое, но мы говорим, что мы не обязаны это делать по закону. WikiMatrix В соответствии с Конституцией Италии, принятой в 1948 году, дворянские титулы юридически не признаны.Однако, как и руководящие принципы, кодексы поведения не имеют юридической силы. WikiMatrix В то время неграждане не могли по закону иметь право собственности на землю. UN-2 Примечание: текст следующих вопросов и ответов не является юридически обязательным. .WikiMatrixЦерковь не санкционировала формальное благословение гражданских партнерств и не осуществляет гражданские партнерства на законных основаниях. Дело предельно ясно: поселения на оккупированных территориях незаконны.EurLex-2 Офис не принимает, таким образом, что платежи были незаконными или что они должны быть взысканы. EurLex-2 Однако Landgericht Köln отмечает, что заключение EMEA не имеет юридической силы. UN-2 Они не имеют обязательной юридической силы в соответствии с международным правом. .OpenSubtitles2018.v3? Он / она имеет в виду, что этот банк не является юридическим? EurLex-2 Эти два инструмента не имеют юридической силы.

Показаны страницы 1. Найдено 15270 предложения с фразой not legal.Найдено за 195 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 1 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки.Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

not legal — Перевод на французский — примеры английский


Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.


Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

Развод по-прежнему незаконный на Мальте.

Le divorce est toujours illégal à Malte.

Метамфетамин запрещен где-либо в Канаде.

La méthamphétamine est illégale partout au Canada.

— это незаконно. — сбрасывать людей с судна в воду для облегчения страхового возмещения.

Il n’est pas légal de jeter des vies à la mer sur un navire afin de bénéficier d’une indemnisation.

Эта ассоциация не является законной , но допускается властями Марокко.

Il n’est pas légal mais toléré par les autorités marocaines ,.

Обратите внимание, что в некоторых странах это может быть , а не .

Это руководство не является юридическим советом .

При этом отделов не юридические, юридических лиц.

Развод был незаконным на Филиппинах.

В Лесото абортов запрещены законом .

Информация о законах и постановлениях не юридическая консультация.

Это руководство не является юридическим советом .

Это не юридические или официальные названия.

Общественные работники — это неправовых специалистов.

Членами жюри являются неправовых экспертов.

Эти ранги не являются юридическими обозначениями .

Это общая юридическая информация и не юридическая консультация .

Il offre des informations juridiques générales, et non un avis juridique .

Это внутренние управленческие акты, не правовые нормы .

Il s’agit de directives internes et non de réglementations légales .

Дети не могут курить; это не законный .

Это то, что нужно, не правовое регулирование .

Коммунистическая революция, незаконных или незаконные забастовки, описывает действия Почтового союза.

C’est la révolution d’inspiration communiste, et non la grève légale ou illégale, qui décrit les gestes du Syndicat des postiers..

Незаконно — Югпедия — Yu-Gi-Oh! wiki

Карты, которые не разрешены в данном регионе, не могут использоваться в турнирах в этом регионе. Если есть какой-либо регион, в котором карта не разрешена, ее нельзя использовать в соревнованиях чемпионата мира.

Как правило, карта становится легальной в регионе, когда она официально выпущена в продукте в этом регионе. Например, рекламные карты Shonen Jump становятся разрешенными для турниров в Северной Америке после их выпуска, но они не разрешены для турниров в Южной Америке, Европе, Австралии или Африке, пока они не будут официально выпущены в продукте в этих регионах. с Shonen Jump распространяется исключительно в Северной Америке.

Этот термин отличается от нелегального, используется для карт, которые имеют текст ограничения и никогда не будет разрешен нигде, и «запрещено», используется для карт, которые разрешены для использования в турнирах, но в настоящее время ограничены нулевыми копиями в основном, побочном и дополнительном Колоды для всех событий расширенного формата.

В настоящее время карты, которые не являются законными, не имеют обозначения этого статуса на своих страницах в этой вики. На этой странице перечислены некоторые карты, которые не являются законными в различных регионах, но информация здесь может быть неполной, устаревшей или неверной по иным причинам.

Не разрешено за пределами Азии [править]

Любые карты, которые являются эксклюзивными для OCG, не были выпущены в TCG и поэтому не являются законными в регионах, которые покрывает TCG , а именно в Северной Америке, Южной Америке, Европе, Австралии и Африке.

Незаконно в Азии [править]

Любые карты, которые являются эксклюзивными для TCG, не были выпущены в OCG , и поэтому не являются законными в регионах, которые покрывает OCG , а именно в Азии.

Не разрешено законом в Южной Америке, Европе, Австралии и Африке [править]

Следующие карты были выпущены как в OCG , так и в TCG (что делает их легальными в Азии), но их единственный выпуск TCG был выпущен через региональный метод ограничения в Северной Америке.Таким образом, они не являются законными в Южной Америке, Европе, Австралии и Африке, несмотря на то, что все эти регионы также соблюдают TCG . В конечном итоге они могут стать легальными после повторного выпуска в TCG без ограничений по регионам.

Рекламные карты Shonen Jump [править]

Поскольку журнал Shonen Jump распространяется только в Северной Америке, карты, которые были доступны только в TCG в качестве рекламных карт Shonen Jump, в Северной Америке разрешены только к TCG .

Карты, которых только TCG до сих пор выпускались в качестве рекламных карт Shonen Jump, следующие:

Рекламные карты манги [править]

Следующие карты только TCG выпущены в качестве рекламных карт для выпусков Yu-Gi-Oh! 5D’s, Yu-Gi-Oh! ZEXAL и Yu-Gi-Oh! Манга ARC-V. Поскольку манга распространяется только в Азии и Северной Америке, следующие карты не являются законными в Южной Америке, Европе, Австралии или Африке до тех пор, пока они не будут выпущены снова без ограничений для региона:

Другие карты [править]

Есть также карты, чьи только TCG до сих пор были выпущены только для Северной Америки, но не были выпущены как промо-карты Shonen Jump или манга.

Это следующие карты:

Внешняя ссылка [править]

.

Not Legal ▷ Испанский перевод

нет права (7)

нет юридических (6)

нет права (5)

нет права (5)

нет права (3)

.